Статьи журнала

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgДесять лет назад биологи разработали алгоритм, позволяющий рассчитать траекторию распространения плесени. А теперь оказалось, что сети, созданные биологической системой и силой гравитации, удивительно похожи. Поэтому астрофизики заложили идеологию «плесневого» алгоритма в компьютерную программу. Так была построена трехмерная модель-карта расположения филаментов в нашей области Вселенной — до ста миллионов световых лет в радиусе от Земли.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgМожно ли рентгеновское излучение ближних галактик интерпретировать как сигнал от их темного вещества? Как оказалось, нет. Такой ответ закрывает очередной этап поиска стерильных нейтрино в темной материи.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgКак взаимодействует вещество в окрестностях сверхмассивной черной дыры? Это удалось рассмотреть телескопом ALMA, наблюдая за центральной дырой у молодой активной галактики, находящейся от нас на расстоянии в 11 млрд световых лет.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgАстрономы Корнеллского университета смоделировали спектры атмосферы Земли в видимой и ультрафиолетовой областях в разное время ее геологического развития. Пять моделей таких спектров вскоре позволят направленно вести поиск землеподобных экзопланет, находящихся от нас на расстоянии 50–100 световых лет.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgПродолжая свое движение на периферию Солнечной системы, космический аппарат «Новые горизонты» в новогоднюю ночь 2019 года этот аппарат прицельно приблизился к астероиду Аррокоту и подробно исследовал его, собрав пятьдесят гигабайтов данных. Основная их часть уже получена, остальные поступят на Землю до осени 2020 года.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_53.jpgУченые задались вопросом, могут ли нарушения в метаболизме влиять на сон? На этот вопрос решили ответить американские исследователи из университета Пенсильвании и университета Невады в Рино.

prev_2020_05-06_53.jpg

Группа ученых из Института проблем химической физики РАН (Черноголовка) синтезировала новые катионные одноядерные ДНКЖ (динитрозильные комплексы железа) и проверили, как они влияют на клетки – повышают их жизнеспособность или убивают.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_53.jpgПолимерные импланты широко используют в костной хирургии. Для их изготовления необходим высокопористый материал, схожий с натуральной костью, в который легко прорастала бы костная ткань. Сделать его не так-то просто. Исследовательскому коллективу из НИТУ «МИСиС» и НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи удалось получить материал с 80%-ной пористостью.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_53.jpgИсследователи из института Рагона, Гарварда и Массачусетского технологического института совместно с коллегами со всего мира провели обширное исследование по поиску типов клеток, которые становятся мишенями для коронавируса. Так были выявлены клетки-мишени которые производят одновременно два белка, помогающих вирусу SARS-CoV-2 проникать в клетку.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_29.jpgЖидкий металл — проводник, а газообразный металл при не слишком больших давлениях — вроде изолятор. Вопрос: переходы газ—жидкость и изолятор—проводник – это один переход или два? Исследовали его и экспериментально, и теоретически, и вроде договорились, что у щелочных металлов это один, а у ртути — вроде два, а остальные очень уж сложно исследовать. Авторы работы А.Л.Хомкин и А.С.Шумихин (Объединенный институт высоких температур РАН) построили новую модель этого загадочного состояния, которое отчасти жидкость, а отчасти газ, и получили неплохое согласование с экспериментальными данными.

16.06.2021 16:00:00

…летучие мыши живут в пространстве, где расстояния измеряются временем, например – насекомое находится в девяти миллисекундах, а не в полутора метрах…

…совместные усилия программного обеспечения и нейронного интерфейса позволяют преобразовать мысленный процесс написания текста парализованными пациентами в текст на экране компьютера

… раны у мышей заживают почти на треть быстрее при внесении бета-изоформы очищенного рекомбинантного белка теплового шока

08.06.2021 17:00:00

Когда-то считалось, что к гербицидам сплошного действия не сможет приспособиться ни один сорняк. Сегодня же быстрорастущий и устойчивый амарант Палмера наносит огромный урон урожаю.

01.06.2021 16:00:00

Солнечные опреснительные установки постоянно совершенствуются. Очередная перспективная идея принадлежит китайским специалистам из Шанхайского университета во главе с Чан Чао.

24.05.2021 17:00:00

…муравьи реагируют на социальную изоляцию почти как люди…

…при падении астероидов размером порядка десяти километров в океан воздействие на атмосферу Земли будет не менее сильным, чем при падении на сушу…

…даже если вы не верите в конспирологичнские теории, они заставляют вас усложнять стратегию поведения…

18.05.2021 18:00:00

Инженеры из Лос-Аламосской национальной лаборатории Минэнерго США собираются представить первый вариант транслятора, который позволит записывать и считывать информацию, закодированную последовательностями нуклеотидов.

Свежий номер