Статьи журнала

prev_2020_03_logo.jpg

Нейтрино сверхвысоких энергий ищут на Южном полюсе, используя детекторы ARA (Askaryan Radio Array), названные в честь Г.А.Аскарьяна, который предсказал эффект генерации вспышек радиоизлучения Вавилова — Черенкова при прохождении высокоэнергетических фотонов через вещество.

prev_2020_03_logo.jpg

Одновременные наблюдения волн разной природы позволили выполнить очередную проверку ОТО и ограничить диапазоны параметров альтернативных теорий гравитации.

prev_2020_03_logo.jpg

Исследователи из МФТИ и ФИАНа им. П.Н.Лебедева разработали новый тип катодолюминесцентной лампы с катодом на основе пучка углеродных волокон.

prev_2020_03_logo.jpg

Ученые из Университета Гренобль Альпы выполнили экспериментальное исследование одномерного «газа» солитонов в воде, то есть уединенных волн на поверхности. Стационарное состояние солитонного газа хорошо соответствовало расчетам и результатам моделирования, выполненного ранее исследователями из ИПФ РАН и НГТУ.

prev_2020_03_logo.jpg

Группа исследователей из Массачусетского технологического института впервые обнаружила «Второй звук», то есть перенос тепла фононами, в поликристаллическом графите при температурах 85–150 К.

Трифонов А.А.
(«ХиЖ» 2020, №2)

prev_2020_02_02.jpgКаково быть директором академического института в столице, особенно если приехал из Нижнего Новгорода? Какие черты характера необходимы, чтобы стать успешным ученым? Какое будущее у металлоорганической химии? Об этом и многом другом главный редактор журнала Любовь Николаевна Стрельникова  беседует  с гостем рубрики Александром Анатольевичем Трифоновым, членом-корреспондентом РАН, доктором химических наук, директором Института элементоорганических соединений имени А.Н.Несмеянова РАН.

(«ХиЖ» 2020, №1)

prev_2020_01_52.jpgВ 1859-м Шарль Руже сплавил хитин с гидроксидом натрия и получил хитозан. Впрочем, так полимер окрестил уже немецкий химик Феликс Гоппе-Зейлер 35 лет спустя. Хитозан оказался уникальным соединением. Это биоактивный, биосовместимый, биоразлагаемый и нетоксичный поликатион. Неудивительно, что ему нашлось широчайшее применение, особенно в медицине.

Георгий Виноградов
(«ХиЖ» 2020, №1)

prev_2020_01_30.jpgСреда современных мегаполисов резко отличается от той, в которой с древних времен существовал человек. Психологи давно доказали, что город без признаков живой природы действует на людей угнетающе, незаметно перенапрягая психику. Поэтому присутствие в городах зеленых уголков и некоторого количества диких животных — и не в последнюю очередь различных птиц, они заметнее — не просто приятно, а полезно и необходимо. Вопрос в том, может ли город стать приятным для животных и растений.

Вехов Н.В.
(«ХиЖ» 2020, №1)

prev_2020_01_24.jpgЧто было на Земле раньше, до того, как появился человек? Фантасты создают красочные картины дочеловеческого прошлого, естествоиспытатели опровергают или подвергают сомнению их догадки. Одна из попыток воссоздать это прошлое в реальности предпринимается на северо-востоке Якутии в нижнем течении Колымы, в заказнике «Плейстоценовый парк». Там под руководством эколога С.А.Зимова с 1980-х годов идет эксперимент по восстановлению плейстоценовой тундростепи на месте тундровой растительности. Хотелось бы обсудить, насколько реалистичен этот проект.

Владимир Кальменс
(«ХиЖ» 2020, №1)

prev_2020_01_23.jpgЕжегодно тропические тайфуны и ураганы, возникающие над океаном, наносят чудовищный вред — десятки погибших, разрушенные дороги, разбитые дома, автомобили и прочее уничтоженное имущество. Полная подготовка к стихийному бедствию если и возможна, то ведет к большим социальным и финансовым издержкам. Однако есть и другой выход — профилактика ураганов. Из-за их жуткой мощи такое кажется утопией, между тем идеи есть.

05.05.2020 17:00:00

Смартфон может незаметно передавать секретные сведения посторонним через неучтенную разработчиками прореху на границе между столом и смартфоном. Как же это может быть? Ответ в ходе серии экспериментов получили исследователи из Вашингтонского университета.

29.04.2020 17:00:00

Загадочное внезапное похолодание, случившееся на планете 13 тысяч лет назад, не устает привлекать внимание климатологов. Сейчас есть двое подозреваемых: ледниковое озеро Агассис и кометы, упавшие в Северной Америке. Теперь же, стараниями ученых из Геологической службы США, возник третий участник драмы – ледниковое озера Миссула, катастрофически опорожнившееся в Тихий океан.

Свежий номер