Статьи журнала

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgДесять лет назад биологи разработали алгоритм, позволяющий рассчитать траекторию распространения плесени. А теперь оказалось, что сети, созданные биологической системой и силой гравитации, удивительно похожи. Поэтому астрофизики заложили идеологию «плесневого» алгоритма в компьютерную программу. Так была построена трехмерная модель-карта расположения филаментов в нашей области Вселенной — до ста миллионов световых лет в радиусе от Земли.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgМожно ли рентгеновское излучение ближних галактик интерпретировать как сигнал от их темного вещества? Как оказалось, нет. Такой ответ закрывает очередной этап поиска стерильных нейтрино в темной материи.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgКак взаимодействует вещество в окрестностях сверхмассивной черной дыры? Это удалось рассмотреть телескопом ALMA, наблюдая за центральной дырой у молодой активной галактики, находящейся от нас на расстоянии в 11 млрд световых лет.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgАстрономы Корнеллского университета смоделировали спектры атмосферы Земли в видимой и ультрафиолетовой областях в разное время ее геологического развития. Пять моделей таких спектров вскоре позволят направленно вести поиск землеподобных экзопланет, находящихся от нас на расстоянии 50–100 световых лет.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgПродолжая свое движение на периферию Солнечной системы, космический аппарат «Новые горизонты» в новогоднюю ночь 2019 года этот аппарат прицельно приблизился к астероиду Аррокоту и подробно исследовал его, собрав пятьдесят гигабайтов данных. Основная их часть уже получена, остальные поступят на Землю до осени 2020 года.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_53.jpgУченые задались вопросом, могут ли нарушения в метаболизме влиять на сон? На этот вопрос решили ответить американские исследователи из университета Пенсильвании и университета Невады в Рино.

prev_2020_05-06_53.jpg

Группа ученых из Института проблем химической физики РАН (Черноголовка) синтезировала новые катионные одноядерные ДНКЖ (динитрозильные комплексы железа) и проверили, как они влияют на клетки – повышают их жизнеспособность или убивают.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_53.jpgПолимерные импланты широко используют в костной хирургии. Для их изготовления необходим высокопористый материал, схожий с натуральной костью, в который легко прорастала бы костная ткань. Сделать его не так-то просто. Исследовательскому коллективу из НИТУ «МИСиС» и НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи удалось получить материал с 80%-ной пористостью.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_53.jpgИсследователи из института Рагона, Гарварда и Массачусетского технологического института совместно с коллегами со всего мира провели обширное исследование по поиску типов клеток, которые становятся мишенями для коронавируса. Так были выявлены клетки-мишени которые производят одновременно два белка, помогающих вирусу SARS-CoV-2 проникать в клетку.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_29.jpgЖидкий металл — проводник, а газообразный металл при не слишком больших давлениях — вроде изолятор. Вопрос: переходы газ—жидкость и изолятор—проводник – это один переход или два? Исследовали его и экспериментально, и теоретически, и вроде договорились, что у щелочных металлов это один, а у ртути — вроде два, а остальные очень уж сложно исследовать. Авторы работы А.Л.Хомкин и А.С.Шумихин (Объединенный институт высоких температур РАН) построили новую модель этого загадочного состояния, которое отчасти жидкость, а отчасти газ, и получили неплохое согласование с экспериментальными данными.

27.06.2022 16:00:00

…самцы паука-ткача после спаривания катапультируют со скоростью 65 см/сек., чтобы самка не успела его съесть…

…чемпионы по фиксации углерода — не растения, а почвенные бактерии, которые делают это в 20 раз быстрее…

…под полом собора Парижской Богоматери ученые обнаружили десять саркофагов, которые были похоронены между XIV и XVIII веками…

21.06.2022 14:00:00

Команда французских ученых выяснила, что обычные муравьи, живущие в лесу, могут различать по запаху здоровые и раковые клетки человека.

17.06.2022 14:00:00

Исследователи из Университета Бристоля придумали сенсорное устройство, с помощью которого можно снимать тревогу. Попросту, это — подушка, которая дышит. Ты ее обнимаешь и успокаиваешься.

16.06.2022 13:00:00

В коллекции Эрмитажа есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет, найденных на Северном Кавказе больше ста лет назад. Археолог Н.И. Веселовский, который сделал эту находку, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

15.06.2022 17:00:00

Соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте.

Свежий номер