Статьи журнала

Вехов Н.В.
prev_2018_09_46.jpg

Десять лет назад, в 2007—2008 годах, Земля отметила ударным научным трудом 4-­й Международный полярный год (МПГ). В этой связи было бы интересно вспомнить, с чего началась эра международных полярных исследований, когда состоялся Первый полярный год, какие страны в нем участвовали, кто был первым героем-­полярником и каких результатов добились ученые в первом мировом проекте подобного уровня.

prev_2018_09_44.jpg

Широкую известность в конце первого десятилетия XXI века получил эксперимент по «удобрению океана» сотрудниками Института полярных и морских исследований в Бременхафене. Они решили проверить, можно ли уменьшить парниковый эффект, вызванный углекислым газом, удобряя океан соединениями железа. Дело в том, что американский океанограф Джон Мартин ранее показал, что для роста планктона в поверхностных слоях океана необходимы микроколичества железа.

prev_2018_09_40.jpg

Птицам явно не хватает конечностей. Ноги у них для ходьбы, крылья — для полета, все остальное приходится делать клювом: держать палочки, строить гнезда, терзать добычу, раскалывать семена, ловить рыбу и многое, многое другое. Взглянув на форму и размер птичьего клюва, несложно догадаться, чем кормится его обладатель. Хрестоматийным примером связи формы и функции стали галапагосские, или дарвиновы, вьюрки.

prev_2018_09_34.jpg

До начала XXI века полоний использовали только в технике, а его опасные для здоровья свойства проявлялись в редких трагических случаях, которые закономерно превращались в соответствующие пункты инструкции по технике безопасности. Но вот наступил новый век, и этот элемент раскрыл себя в неожиданном качестве — как отравляющее вещество.

prev_2018_09_32.jpg

Откуда у нас взялся полоний? Зачем ядерщикам полоний? Где еще применяют полоний­-210? Как создавали производство полония в СССР? Чем опасен полоний? Сколько природного полония получает человек? Ответы на эти и другие вопросы об этом элементе вы найдете в данной статье.

prev_2018_09_28.jpg

При укусе медицинской пиявки в рану может попасть инфекция, и гирудотерапевты прекрасно об этом знают. В западных клиниках источником инфекции считают бактерии, населяющие кишечник медицинской пиявки. Симбионтов у нее мало, один из них принадлежит к роду Aeromonas, включающему и патогенные для человека виды. Для профилактики заражения пациентам дают антибиотики, в том числе ципрофлоксацин (Цп). Все шло хорошо до 2011 года, когда из косметологических клиник США, Канады и Франции стали поступать сообщения о штаммах Aeromonas, устойчивых к антибиотику.

Сергей Ястребов
prev_2018_09_22.jpg

Вышедшее в начале этого лета исследование древней ДНК показало, что 3800 лет назад жители нынешней Самарской области уже болели бубонной чумой. Раньше предполагалось, что ген, позволяющий чуме переходить в бубонную форму, появился только в конце I тысячелетия до нашей эры. Теперь эта дата отодвинута как минимум на тысячу лет назад. Поговорим о том, почему это важно.

prev_2018_09_20.jpg

Некоторые виды, в том числе и Homo sapiens, благополучно пережили эпоху плейстоцена, других мы уже не увидим, увы. Однако они не исчезли бесследно, последовательности их ДНК сохранились в геномах современных видов. Это оказалось возможным благодаря межвидовым скрещиваниям. Так, бурые медведи Ursus arctos сберегли гены пещерных медведей U. spelaeus.

prev_2018_09_18.jpg

Изучение древней ДНК принесло новый блестящий результат. Палеогенетики из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка секвенировали геном человека, фрагмент кости которого был найден в Денисовой пещере на Алтае, и выяснили, что это дочь неандерталки и денисовца.

prev_2018_09_17.jpg

Группа исследователей из Глазго разработала методику, основанную на применении масс-спектрометрии, позволяющую идентифицировать фальшивые рукописи, и протестировали ее на поддельных рукописях Роберта Бернса.

28.09.2018 17:30:00

Уже сегодня более двух миллиардов человек во всем мире регулярно употребляют в пищу насекомых. Все знают, что это ценный источник белка, витаминов, минералов и полезных жиров — самое время выяснить, есть ли в них что-то вредное.

Свежий номер