Статьи журнала

Владимир Борисов, Александр Лукашин

prev_2018_03_64.jpg

Ретрогенетика — отрасль генной инженерии, занимающаяся восстановлением по сохранившемуся генетическому материалу или генетической информации вымерших живых существ. Название ей дал замечательный писатель Кир Булычев, опубликовав одноименный рассказ на страницах «Химии и жизни» в 1977 году.

Впрочем, реконструкция вымерших животных заинтересовала фантастов гораздо раньше. Если Артур Конан Дойл ввел в фантастику мотив встречи с сохранившимся до наших дней динозавром, то почему бы не шагнуть чуть дальше и не вывести динозавра в лаборатории? И не только динозавра.

prev_2018_03_51.jpg

В 1760-х годах торговое шведское судно доставило на родину засушенные образцы растений, собранных в Новом Свете и на тихоокеанских островах. Коллекцию разбирал Карл Линней и одно из растений назвал Morinda citrifolia — моринда цитрусолистная. Тогда никто и представить не мог, какие страсти будут кипеть вокруг нее три с половиной века спустя.

Острогорская В.А.
prev_2018_03_44.jpg

Один еврей из Одессы создал вакцины сразу от двух особо опасных инфекций. И это не анекдот! Но в России его не признавали. Мало того что он был евреем, так еще и «неблагонадежным». Потому что был связан с народовольцами и сидел в тюрьме по политическому делу.

Вехов Н.В.
prev_2018_03_38.jpg

Старинные географические карты таят немало загадок. Вот, к примеру, на карте теперешней западной Сибири указана земля Лукомория. Неужели та самая — «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...»? Что это за лукоморье у Пушкина, излучина реки, залив моря (обе эти версии словари выводят от древнерусского «лука», изгиб) или далекая страна вроде тридевятого царства? А вот другой полумиф-полуреальность — Мангазея. Об этой сказочной стране, битком набитой мягкой рухлядью, то есть мехами, в народе на протяжении веков слагались легенды.

prev_2018_03_33.jpg

Термин «экология» приобрел в наши дни большую популярность. И поминают экологию все, кому не лень. Путаница происходит из-за того, что в нашей стране слово «экология» употребляют в двух разных смыслах: «экология-1» — это дисциплина, изучающая биологические системы, а «экология-2» — это совокупность практических проблем, связанных с сохранением окружающей среды. Отношения между экологией-1 и экологией-2 несколько напоминают отношения между физиологией и медициной. Без знания физиологии грамотное лечение больного невозможно.

Ястребова С.
prev_2018_03_28.jpg

Думаем о роли свиней в медицине — вспоминаем о трансплантации органов. Дескать, внутреннее строение этих животных весьма похоже на наше. Это действительно так. Вот только в исследованиях свиных органов как объектов для пересадки за последние два десятилетия произошли существенные сдвиги. Время освежить свои представления, а заодно вспомнить, в каких еще областях биомедицины свиньи показали свою профпригодность.

Инна Гутерман
prev_2018_03_logo.jpg

Многообразие растительных ароматов, созданных природой, кажется неисчерпаемым. Для обозначения веществ, которые не принимают непосредственного участия в росте, развитии и репродукции отдельных клеток, более 200 лет назад был предложен термин «вторичные метаболиты». Несмотря на неуважительное название, вещества эти выполняют важную роль в жизни растения, участвуют во взаимодействии растений друг с другом и с окружающей средой. На сегодняшний день идентифицировано более 100 тысяч таких веществ. Многие из них относятся к легколетучим, и люди воспринимают их как запах растения. В этой статье автор расскажет о некоторых особенностях пахучих растений, немного о том, как изучают биосинтез летучих вторичных метаболитов, а также о перспективах применения этих знаний на практике.

prev_2018_03_20.jpg

Времена не выбирают, но им дают имена. Возможно, нынешний век войдет в историю как эпоха отчетности. Даже натуралисты больше не ходят по лесам, восторженно озираясь, а сидят в кабинете, извлекая данные из ранее опубликованных источников. А леса сейчас вырубают, дороги через них прокладывают, охотятся там. Животные, естественно, от этого страдают, и в первую очередь крупные. Этот процесс, называемый дефаунизацией, влияет на растительные экосистемы, и мы еще не вполне понимаем, как именно.

prev_2018_03_16.jpg

Кот — это личность, что и доказано экспериментально. Однако личность недоисследованная — пропускной способности лабораторий не хватает, чтобы постичь всю ее сложность и глубину. А без этого людям не понять домашних кошек и не обеспечить им подходящих условий проживания. К счастью, ученые осознают проблему и неуклонно работают над ее решением. Появилась даже новая дисциплина, антрозоология, которая исследует взаимоотношения животных и людей. Так что типирование кошачьей личности оказалось на переднем крае науки.

prev_2018_03_14.jpg

Лишь очень малая часть синтетических соединений, попадающих в наш организм, когда-либо исследовалась на предмет опасности для здоровья, включая канцерогенность, воздействие на репродуктивную функцию, на внутриутробное развитие, иммунную систему и так далее. Те, которые изучают, — изучают на подопытных животных; на людях это делать неэтично. Кроме того, обычно изучается воздействие отдельных веществ, тогда как в реальной жизни на нас действует их смесь. При этом каждый год на рынке появляется до 1800 новых химических соединений.

18.04.2018 10:00:00

Авторы исследования, опубликованного в «Nature Human Behavior», ведовство изучать не собирались, их темой были сотрудничество и взаимопомощь в сельских общинах. Однако в процессе работы выяснилось, что в деревнях на юго-западе Китая, в провинции Сычуань, примерно 13,7% населения живет с прозвищем «чжу» или «чжубо» — злые колдуны.

02.04.2018 10:00:00

...китайские ученые успешно клонировали приматов — макак-крабоедов Macaca fascicularis переносом ядра соматической клетки; 79 эмбрионов имплантировали 21 самке, в итоге родились два детеныша, Чжун-Чжун и Хуа-Хуа...

29.03.2018 10:00:00

Все говорят об ультразвуковом общении дельфинов: ну как же — загадочные красивые существа, приматы моря, интересно, что у них за язык такой. Менее известно публике ультразвуковое пение мышей.

28.03.2018 10:00:00

Даже далекие от экологии люди в курсе, что с лесами на Земле творится неладное и нужно сажать деревья, пока не стало поздно. Китай взялся за дело энергично: с 2013 года в 26 китайских провинциях восстановлено 27,8 млн гектаров леса. Авторы статьи в свежем номере «Nature Sustainability» сообщают, что успехи уже видны на спутниковых снимках.

05.03.2018 10:00:00