Статьи журнала

Ручкина Н.
(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_49.jpegНатуральные продукты становятся все дороже, и многим людям не хватает витаминов и необходимых минералов. Потому-то большой популярностью пользуются добавки для здорового питания. Одна из таких добавок — спирулина. В последние три десятилетия ее глотают миллионы людей более чем в 60 странах мира. Мы уже рассказывали о питательных свойствах спирулины, а теперь поговорим об оздоравливающих.

Вехов Н.В.
(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_42.jpegИнтересуясь историей русских путешествий, я обнаружил незнакомый большинству соотечественников материал об африканских экспедициях Николая Степановича Гумилева (1886–1921) — поэта Серебряного века, создателя школы акмеизма, прозаика, переводчика и литературного критика. Чуть больше ста лет назад состоялась первая экспедиция Гумилева в Африку, а потом было еще несколько путешествий. Он оказался первым в России, кто рассказал об охотах на диких зверей, обычаях и фольклоре восточноафриканских народов, привез огромные этнографические коллекции.

Грешнова А.А., Глухов Г.С., Шайтан А.К.
(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_32.jpegМы научились создавать генно-модифицированные организмы, организмы с отредактированным геномом. Но модификации и редактирование — еще не конструирование с нуля, из стандартизированных элементов по известным правилам. Инженерия живых систем — следующая цель современных биологических наук.

(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_27.jpegКогда ученые сообщают, что почти нашли новое лекарство от диабета, очень хочется им верить, особенно если данные получены в престижном исследовательском центре и опубликованы в авторитетных международных журналах. Увы, все это не гарантирует от разочарования.

prev_2019_09_22.jpg

С этого номера мы открываем рубрику «результаты», в которой будем публиковать краткие обзоры новых результатов в естественных науках – физике, химии-биологии и иже с ними, также в науках о земле, чередуя эти три темы. Эта подборка космологическая.

(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_16.jpgНаука не стоит на месте — двигаясь по полю Природы, она оставляет за собой нагромождения данных. С ужасом смотрит на этот пейзаж нынешнее Образование, которое должно вложить все эти барханы информации в головенку существа, которое пока что с визгом носится по школе. А как образование делало это век или полтора назад, когда объем информации был меньше? Может быть, какие-то решения тех времен окажутся интересны сегодня?

(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_14.jpgКогда-то мы рассказывали об экспериментах Ю.Ю.Стойлова из ФИАНа, который вводил луч лазера в торец пленки из мыльного водного раствора и обнаружил то, что не склонные к подобной лексике физики назвали «чудо». Прошло некоторое время, и авторы вернулись к любимому объекту. На сей раз один из авторов занялся не пленкой, а ее краем, точнее — местом, где сходятся три пленки, треугольным ребром, то есть местом, где встречаются три пузыря, или два пузыря и воздух.

(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_08.jpgИстория создания смазки, которая позволяет избежать износа при трении, началась в 1956 году в СССР. Однако тогда это открытие отечественных инженеров оказалось невостребованным. Удивительно, что и в 2019-м, спустя 28 лет после перехода к рыночной экономике, оно не превратилось в коммерческий продукт. О непростой судьбе открытия и созданных на его основе материалах нашему журналу рассказал кандидат технических наук Сергеё Михайлович Мамыкин, технический директор компании «Куппер», которая выпускает масла серии «Cupper», способные обеспечить эффект безызносности деталей при трении.

(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_logo.jpgСтарая одежда и текстильные материалы занимают второе место среди бытовых отходов, уступая только изделиям из синтетических полимеров. Исследователи из австралийского Университета Дикина разработали процесс рециклизации хлопчатобумажных тканей.

(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_logo.jpgВещество, которое «откачивает» уран из организма лабораторных мышей, в перспективе сможет помочь и людям, в организм которых попали радиоактивные вещества. Исследования in vivo показали, что это производное пиридинона, не проявляя значительной токсичности, связывает соединения урана, уже осевшие в почках и костной ткани, и затем они благополучно выводятся.

05.05.2020 17:00:00

Смартфон может незаметно передавать секретные сведения посторонним через неучтенную разработчиками прореху на границе между столом и смартфоном. Как же это может быть? Ответ в ходе серии экспериментов получили исследователи из Вашингтонского университета.

29.04.2020 17:00:00

Загадочное внезапное похолодание, случившееся на планете 13 тысяч лет назад, не устает привлекать внимание климатологов. Сейчас есть двое подозреваемых: ледниковое озеро Агассис и кометы, упавшие в Северной Америке. Теперь же, стараниями ученых из Геологической службы США, возник третий участник драмы – ледниковое озера Миссула, катастрофически опорожнившееся в Тихий океан.