Науки о Земле

Анофелес С.
(«ХиЖ» 2020, №1)

prev_2020_01_18.jpgВсе знают, что Мировой океан — это кухня погоды нашей планеты. Оказывается, он может сыграть совершенно неожиданную роль в борьбе с глобальным потеплением. Способ, предлагаемый группой исследователей из Австрии и Бразилии, весьма рискованный, однако к нему придется прибегнуть, если другие, не менее рискованные способы радикального преобразования природы не сумеют сохранить человеческую цивилизацию в том виде, в каком мы ее знаем.

(«ХиЖ» 2019, №4)

prev_2019_04_28.jpgОсновная идея борьбы с глобальным потеплением — убрать тот углекислый газ, что образуется при сжигании органического топлива. Патентованное средство — сократить сжигание этого топлива. Однако есть и альтернатива — выкачивать углекислый газ из атмосферы: либо с помощью специальных устройств, которые надо создать, либо с помощью фотосинтезирующих организмов, которые надо культивировать. О первом пути, ведущем в мир, где топливо будут делать из воды и углекислого газа, мы недавно рассказывали. Посмотрим на второй путь, который приводит к деревянному миру, где главным конструкционным материалом оказывается древесина.

Вехов Н.В.
(«ХиЖ» 2018, №9)
prev_2018_09_46.jpg

Десять лет назад, в 2007—2008 годах, Земля отметила ударным научным трудом 4-­й Международный полярный год (МПГ). В этой связи было бы интересно вспомнить, с чего началась эра международных полярных исследований, когда состоялся Первый полярный год, какие страны в нем участвовали, кто был первым героем-­полярником и каких результатов добились ученые в первом мировом проекте подобного уровня.

(«ХиЖ» 2018, №9)
prev_2018_09_44.jpg

Широкую известность в конце первого десятилетия XXI века получил эксперимент по «удобрению океана» сотрудниками Института полярных и морских исследований в Бременхафене. Они решили проверить, можно ли уменьшить парниковый эффект, вызванный углекислым газом, удобряя океан соединениями железа. Дело в том, что американский океанограф Джон Мартин ранее показал, что для роста планктона в поверхностных слоях океана необходимы микроколичества железа.

(«ХиЖ» 2018, №6)

prev_2018_06_33.jpgСравнительно недавно слова «озоновая дыра», «озоновый щит Земли» не сходили со страниц ежедневных газет, о них кричали радио- и телепередачи, нас пугали статьями в интернете и в научно-популярных журналах. Термины «дыра», «щит» были наглядны, понятны, о них судачили даже те, кто не знал, что такое озон. Правительства ведущих стран мира принимали законы с целью снизить вредное воздействие человека на озоновый слой в стратосфере. Но все как-то постепенно стихло, и сейчас на эту тему редко можно увидеть новые сообщения и аналитические статьи. Значит ли это, что проблема рассосалась сама собой? Или страшилки были преувеличением?

prev_2018_03_33.jpg

Термин «экология» приобрел в наши дни большую популярность. И поминают экологию все, кому не лень. Путаница происходит из-за того, что в нашей стране слово «экология» употребляют в двух разных смыслах: «экология-1» — это дисциплина, изучающая биологические системы, а «экология-2» — это совокупность практических проблем, связанных с сохранением окружающей среды. Отношения между экологией-1 и экологией-2 несколько напоминают отношения между физиологией и медициной. Без знания физиологии грамотное лечение больного невозможно.

Мискинова Н.А., Швилкин Б.Н.
prev_2018_03_05.jpg

В самом начале космической эры, когда человек получил возможность взглянуть на Землю из космоса, в Сахаре была обнаружена огромная кольцевая структура диаметром около 50 километров. Ее назвали «оком Сахары», или «структурой Ришат». Впоследствии были обнаружены аналогичные кольцевые структуры, причем не только на Земле, но и на других обладающих атмосферой планетах Солнечной системы, и на спутниках Юпитера. Природа возникновения этих кольцевых структур точно не установлена, поэтому существует несколько групп гипотез. В этой статье приведены основные из них.

prev_2018_03_02.jpg

Недавно геологи МГУ раскрыли тайну происхождения кратера на Ямале, однако образование таких кратеров отнюдь не редкость. Геологи и геофизики с большим энтузиазмом изучают подобные явления и достигли некоторых успехов, хотя единства мнений о механизме образования гигантских дырок в земле не сложилось.

(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_14-2.jpg«Святой Грааль» химиков и биологов — тайна появления жизни на Земле. По этому поводу существует много гипотез, но наиболее стройной все же считается гипотеза абиогенеза. Весомым аргументом в ее пользу стал знаменитый эксперимент Миллера — Юри, в котором аминокислоты, входящие в состав белков, были получены из предполагаемых компонентов атмосферы добиотической Земли. Спустя 65 лет исследователи из Чехии показали, что в аналогичных условиях могли образоваться и азотистые основания РНК.
Савинов И.А., Рупасов С.В.
(«ХиЖ» 2017, №5)
prev_2017_05_44.jpgАвторы этой статьи, ботаник Иван Алексеевич Савинов и зоолог Сергей Валерьевич Рупасов, — педагоги и путешественники с большим опытом преподавательской и экспедиционной работы, члены Русского географического общества. По их убеждению, охрана природы и биологическое воспитание школьников тесно взаимосвязаны. Если б не заповедники и национальные парки, подростки, интересующиеся биологией, не могли бы познакомиться с дикой природой, запомнить, какой прекрасной она может и должна быть. А если новые поколения энтузиастов не придут в биологию и заповедное дело — кто позаботится о природе в новом тысячелетии?

27.06.2022 16:00:00

…самцы паука-ткача после спаривания катапультируют со скоростью 65 см/сек., чтобы самка не успела его съесть…

…чемпионы по фиксации углерода — не растения, а почвенные бактерии, которые делают это в 20 раз быстрее…

…под полом собора Парижской Богоматери ученые обнаружили десять саркофагов, которые были похоронены между XIV и XVIII веками…

21.06.2022 14:00:00

Команда французских ученых выяснила, что обычные муравьи, живущие в лесу, могут различать по запаху здоровые и раковые клетки человека.

17.06.2022 14:00:00

Исследователи из Университета Бристоля придумали сенсорное устройство, с помощью которого можно снимать тревогу. Попросту, это — подушка, которая дышит. Ты ее обнимаешь и успокаиваешься.

16.06.2022 13:00:00

В коллекции Эрмитажа есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет, найденных на Северном Кавказе больше ста лет назад. Археолог Н.И. Веселовский, который сделал эту находку, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

15.06.2022 17:00:00

Соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте.