Животные и растения

(«ХиЖ» 2019, №3)

prev_2019_03_50.jpgПеречень средств для похудения сравним с количеством людей, желающих сбросить вес. Недавно мы рассказывали о мангустине Garcinia mangostana, а сейчас речь пойдет о его близкой родственнице гарцинии камбоджийской, Garcinia gummi-gutta, больше известной по предыдущему названию G. cambogia.

(«ХиЖ» 2019, №3)

prev_2019_03_45.jpgЧтобы исследовать эволюцию счета, нужно проводить специальные исследования, а эксперименты требуют модельного объекта. Таким объектом традиционно служили мелкие грызуны. Как и приматы, они обладают поведенческой гибкостью, социальностью, неплохой рабочей памятью и умеют оценить ожидаемые результаты своей деятельности. Однако когнитивные способности лабораторных крыс и мышей могут отличаться от возможностей животных, выросших на воле. А способны ли к количественным оценкам «дикие» грызуны, ничего известно не было.

(«ХиЖ» 2019, №3)

prev_2019_03_42.jpgЛюди тянутся к животным. Кто собаку заведет, кто кошку, и в иных странах котовладельцев даже больше, чем собачников. А некоторые держат и пса, и кота. Многие хотели бы последовать их примеру, однако не решаются из опасения, что животные друг с другом не поладят. Повод для беспокойства действительно есть. Хотя случаев мирного сосуществования домашних питомцев известно немало, выражение «как кошка с собакой» не зря придумано.

(«ХиЖ» 2019, №2)

prev_2019_02_46.jpgСовременный человек напоминает кэрролловского Белого Кролика: постоянно спешит, ничего при этом не успевает и потому отчаянно нуждается в средствах, снимающих усталость и придающих силы. Чаще всего в этих целях используют продукты, содержащие кофеин, однако этот алкалоид имеет нежелательные побочные эффекты. К счастью, природа припасла для нас стимуляторы без кофеина. Большой популярностью сейчас пользуются побеги рододендрона Адамса, известного также под названием саган дайля, что в переводе с бурятского означает «продлевающий жизнь».

(«ХиЖ» 2019, №2)

prev_2019_02_37.jpgПопугаи — не дураки, о нет! Их интеллектуальные способности в некоторых случаях не уступают способностям человекообразных обезьян. Помимо недюжинных когнитивных способностей, попугаям присущи и другие черты: сложная социальная организация, позднее взросление и долголетие. К тому же у них чрезвычайно велик относительный размер переднего мозга. Все эти особенности, а прежде всего сходство с человекообразными обезьянами, интригуют ученых, которые сочли попугаев прекрасной моделью для исследования эволюции сложных признаков.

Виноградова Т.Н.
(«ХиЖ» 2019, №2)

prev_2019_02_34.jpgПри слове «орхидеи» сразу представляется нечто яркое, изысканное, роскошное. Букет орхидей! Крупные цветки необычной формы, пластиковые пробирки с загадочной жидкостью, надетые на стебли внизу, хрустящая упаковка. Ну а если не идти по накатанному пути? Что мы знаем об орхидеях?

(«ХиЖ» 2019, №2)

prev_2019_02_logo.jpgМожно ли на Земле добиться ускорения в миллионы раз больше, чем g? На первый взгляд кажется, что вряд ли. Однако на Земле это совсем не чудо: с ускорением 5,5 млн g вылетает гарпун из гидроидного полипа, вредитель злаковых посевов грибок Gibberella zeae выпускает споры при ускорении в 840 тыс g, а сфагнум отстреливает споры с ускорением 73 тыс g. Удивительно, но за всеми этими рекордами стоит одно и то же явление — осмос. Да-да, чудовищных, недоступных человеческой технике ускорений растения и грибы-бомбардиры достигают всего-навсего перекачиванием воды сквозь полупроницаемую мембрану.

(«ХиЖ» 2019, №2)

prev_2019_02_logo.jpgИсследователи из Великобритании приводят доказательства в пользу того, что в массовой гибели медоносных пчел во Франции, наблюдавшейся в начале 1990-х годов, виноват инсектицид фипронил, а не имидаклоприд. Оба пестицида появились на рынке в начале 1990-х годов.

(«ХиЖ» 2019, №1)
prev_2019_01_48.jpg

Нам этот плод известен как мангустин, его сироп широко рекламируют в качестве средства для похудения. Его также называют мангостаном и мангостином, а по-латыни — Garcinia mangostana L. Свое родовое имя он получил в честь французского путешественника и собирателя растительных коллекций Лорана Гарцина, а мангостан — одно из его традиционных имен. Это вечнозеленое дерево высотой до 25 метров, растущее в тропиках Юго-Восточной Азии, причем дерево чрезвычайно капризное.

Виноградов Г.М.
(«ХиЖ» 2019, №1)

prev_2019_01_25.jpgЧитателям «Химии и жизни» знакомы оба автора новой рубрики — Георгий и Татьяна Виноградовы. Георгий, старший научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова, опубликовал в апрельском номере 2017 года «Байки морского биолога». А еще раньше («Химия и жизнь», 2015, 8) мы поместили в рубрике «Фантастика» рассказ Татьяны Виноградовой «Расчет вероятностей». Татьяна — биолог «земной», ботаник и учитель биологии. Таким образом, в поле нашего зрения окажутся и суша, и океаны планеты Земля. Если не всё, то многое из того, чего мы еще не знали о «гадах морских» и наземных растениях — теперь узнаем.