Животные и растения

Ручкина Н.
prev_2018_03_51.jpg

В 1760-х годах торговое шведское судно доставило на родину засушенные образцы растений, собранных в Новом Свете и на тихоокеанских островах. Коллекцию разбирал Карл Линней и одно из растений назвал Morinda citrifolia — моринда цитрусолистная. Тогда никто и представить не мог, какие страсти будут кипеть вокруг нее три с половиной века спустя.

prev_2018_03_28.jpg

Думаем о роли свиней в медицине — вспоминаем о трансплантации органов. Дескать, внутреннее строение этих животных весьма похоже на наше. Это действительно так. Вот только в исследованиях свиных органов как объектов для пересадки за последние два десятилетия произошли существенные сдвиги. Время освежить свои представления, а заодно вспомнить, в каких еще областях биомедицины свиньи показали свою профпригодность.

Инна Гутерман
prev_2018_03_logo.jpg

Многообразие растительных ароматов, созданных природой, кажется неисчерпаемым. Для обозначения веществ, которые не принимают непосредственного участия в росте, развитии и репродукции отдельных клеток, более 200 лет назад был предложен термин «вторичные метаболиты». Несмотря на неуважительное название, вещества эти выполняют важную роль в жизни растения, участвуют во взаимодействии растений друг с другом и с окружающей средой. На сегодняшний день идентифицировано более 100 тысяч таких веществ. Многие из них относятся к легколетучим, и люди воспринимают их как запах растения. В этой статье автор расскажет о некоторых особенностях пахучих растений, немного о том, как изучают биосинтез летучих вторичных метаболитов, а также о перспективах применения этих знаний на практике.

prev_2018_03_20.jpg

Времена не выбирают, но им дают имена. Возможно, нынешний век войдет в историю как эпоха отчетности. Даже натуралисты больше не ходят по лесам, восторженно озираясь, а сидят в кабинете, извлекая данные из ранее опубликованных источников. А леса сейчас вырубают, дороги через них прокладывают, охотятся там. Животные, естественно, от этого страдают, и в первую очередь крупные. Этот процесс, называемый дефаунизацией, влияет на растительные экосистемы, и мы еще не вполне понимаем, как именно.

prev_2018_03_16.jpg

Кот — это личность, что и доказано экспериментально. Однако личность недоисследованная — пропускной способности лабораторий не хватает, чтобы постичь всю ее сложность и глубину. А без этого людям не понять домашних кошек и не обеспечить им подходящих условий проживания. К счастью, ученые осознают проблему и неуклонно работают над ее решением. Появилась даже новая дисциплина, антрозоология, которая исследует взаимоотношения животных и людей. Так что типирование кошачьей личности оказалось на переднем крае науки.

prev_2018_02_36.jpg

Собака — друг человека. Этого почетного звания из множества домашних животных удостоилась она одна. А все потому, что собаки подолгу смотрят в глаза хозяину, ожидая доброго слова, указаний и помощи в трудных ситуациях. Это уникальное качество, другим псовым не свойственное. Так что домашний пес в этом отношении — уникум!

prev_2018_02_34.jpg

Каких только грызунов не используют в лабораторных исследованиях! Хомячки, например, помогают изучать инфекционные болезни, перспективы пересадки органов, механизмы агрессии и многое другое.

prev_2018_02_30.jpg

Эмоции оказывают огромное влияние на нашу жизнь, эмоциональные расстройства — тем более. Они сложны, изучать их непросто, и для этой цели полезно иметь модельный объект. Беспозвоночные с их небольшой и несложной нервной системой уже сослужили нейробиологам хорошую службу, может быть, и тут они пригодятся. Но прежде нужно разобраться, есть у них эмоции или нет.

(«ХиЖ» 2018, №1)
prev_2018_01_44.jpg

Для большинства людей символ Арктики — белый медведь. Его нередко фотографируют на фоне стада моржей. Большие скопления толстых, вальяжных животных рождают иллюзию благополучия, между тем деятельность человека и таяние арктических льдов делает их будущее проблематичным. Ученые всех арктических стран беспокоятся о судьбе моржей.

(«ХиЖ» 2018, №1)
prev_2018_01_41.jpg

Домашние овцы, сами того не желая, оказались первопроходцами в нескольких областях науки и техники. Это они первыми из зверей поднялись в воздух на летательном аппарате. Именно их кровь первой попытались перелить человеку. Даже полноценную искусственную утробу впервые создали для ягнят! Про овечку Долли можно не добавлять.

18.04.2018 10:00:00

Авторы исследования, опубликованного в «Nature Human Behavior», ведовство изучать не собирались, их темой были сотрудничество и взаимопомощь в сельских общинах. Однако в процессе работы выяснилось, что в деревнях на юго-западе Китая, в провинции Сычуань, примерно 13,7% населения живет с прозвищем «чжу» или «чжубо» — злые колдуны.

02.04.2018 10:00:00

...китайские ученые успешно клонировали приматов — макак-крабоедов Macaca fascicularis переносом ядра соматической клетки; 79 эмбрионов имплантировали 21 самке, в итоге родились два детеныша, Чжун-Чжун и Хуа-Хуа...

29.03.2018 10:00:00

Все говорят об ультразвуковом общении дельфинов: ну как же — загадочные красивые существа, приматы моря, интересно, что у них за язык такой. Менее известно публике ультразвуковое пение мышей.

28.03.2018 10:00:00

Даже далекие от экологии люди в курсе, что с лесами на Земле творится неладное и нужно сажать деревья, пока не стало поздно. Китай взялся за дело энергично: с 2013 года в 26 китайских провинциях восстановлено 27,8 млн гектаров леса. Авторы статьи в свежем номере «Nature Sustainability» сообщают, что успехи уже видны на спутниковых снимках.

05.03.2018 10:00:00