Человек

Перлов Л.Е.
prev_2017_11_36.jpg

Времена меняются, мы меняемся вместе с ними. Меняются и школьные учебники. Какими они станут, скажем, лет через двадцать, когда не только ученики, но и учителя с детства будут читать с экрана и искать информацию в Сети?

prev_2017_11_logo.jpg

О кофеине мы, кажется, знаем все. Это самое потребляемое психоактивное вещество на планете, растительный алкалоид; основные его источники — кофе и чай, а также какао и шоколад. И медики его вовсю используют, потому что он стимулирует центральную нервную систему, расширяет сосуды и учащает пульс, а также повышает кислотность желудочного сока, усиливая секрецию соляной кислоты — ее синтезируют особые париетальные клетки. После такого зачина читатели должны догадаться, что на самом деле наши сведения о кофеине далеко не полны.

prev_2017_11_18.jpg

Как часто людей сравнивают с муравьями или пчелами! И не зря. появляется все больше данных в пользу того, что сходное поведение представителей столь разных таксонов обусловлено сходными генами. Поэтому теории и методы, применяемые при исследовании психических заболеваний одного вида, применимы и к другому.

prev_2017_11_10.jpg

Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2017 года присудили Джеффри Холлу, Майклу Розбашу (Брандейский университет, Бостон) и Майклу Янгу (Рокфеллеровский университет, Нью-Йорк) за открытие молекулярных механизмов, контролирующих циркадные ритмы.

(«ХиЖ» 2017, №9)
prev_2017_09_22.jpg

Любая деятельность человека сопровождается изменением электрической активности его мозга, и, стало быть, глядя на эту активность, можно определить, что это за деятельность. По крайней мере, в теории. Например, глядя на активность мозга при разговоре, можно зафиксировать факт произнесения человеком букв и предложений. Исследования нейрофизиологических основ речи привлекают многих исследователей. Так, специалисты из Баскского центра сознания, мозга и языка под руководством Алехандро Переса установили, что мозги участников разговора оказываются во взаимной зависимости, механизм и последствия которой пока что непонятны.

(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_42.jpgУчитель сказал: "Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Если с ними сближаешься, то они перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть". Учитель — это Конфуций. Женщин он практически не упоминал, а если скажет что-нибудь, так уж лучше бы молчал, честное слово. То ли философ выражал свое личное мнение, то ли взгляд на женщин как на существ, недостойных внимания, к тому времени уже сформировался.

(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_18.jpgРазница между лекарством и ядом заключается в дозе. Это утверждение в полной мере относится к голоданию. Настоящий голод, то есть отсутствие еды, — большая беда. Однако контролируемое воздержание от пищи помогает сбросить вес, избавиться от многих болезней и продлить жизнь. Во всяком случае, современные исследования позволяют на это надеяться.

Баскакова А.
(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_64.jpg

Стелла Арутюнова, художник-эмальер из Ярославля, много лет работает над циклом эмалей «Алхимия». Каждому алхимическому элементу она посвящает отдельное произведение, наполняя его образами и ассоциациями, с ним связанными. «Это напоминает алхимический поиск Квинтэссенции, — говорит Стелла, — общение со стеклом и эмалью я воспринимаю как игру и познание. Убеждена, что мир будет стоять, пока живо ремесло».

Засухина-Петрянова Г.Д.
(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_46.jpg«Служить людям» — так называлась одна из статей академика Петрянова-Соколова. Именно служению была посвящена его научная, просветительская и общественная деятельность. Академик считал, что если ученый не может популярно написать и рассказать о своей работе — значит, он плохой ученый. По этой причине Игорь Васильевич возглавил научно-популярный журнал «Химия и жизнь», который сначала назывался «Химия и народное хозяйство», учрежденный Академий наук СССР в 1964 году. Он никогда не пропускал заседаний редколлегии, читал корректуру каждого номера и, естественно, читал рукописи, одобряя или внося какую-либо правку.
(«ХиЖ» 2017, №5)
prev_2017_05_50.jpgЧетырнадцатого мая 2017 года исполняется 120 лет со дня рождения Роберто Ороса ди Бартини (1897—1974), выдающегося советского физика, авиаконструктора и философа. Роберто, или Роберт Людвигович, Бартини, итальянец по рождению, многие годы работал в СССР и в анкетах, в графе «национальность», писал «русский».

08.01.2018 10:00:00

...собственные колебания Земли в диапазоне частот от 0,3 до 4 мГц впервые зарегистрированы в вариациях магнитного поля, измеряемого на ее поверхности («Доклады Академии наук», 2017, 476, 4, 452—455)...

26.12.2017 10:00:00

Есть много шуток о том, кто кого разглядывает в зоопарке, посетители зверей или наоборот. Так или иначе, согласно шведским ученым из университета Лунда, в отделе приматов в зоопарке Фурувик удовольствие явно получают обе стороны, люди передразнивают обезьян, а обезьяны — людей.

26.12.2017 10:00:00

«Что происходит с насекомыми? — пишут в редакцию читатели. — Нам кажется или меньше бабочек вьется над клумбами, чем десять лет назад?» Не кажется, увы. В последнее десятилетие сократились и численность, и разнообразие насекомых.

04.12.2017