Точка зрения

Владимир Борисов, Александр Лукашин
prev_2017_11_64.jpg

Кажется, страсть к взрывам и вспышкам пришла к нам из первобытных времен, чуть ли не с генами неандертальцев. Которые, как мы теперь знаем, не только владели огнем, но и разжигали его химическим способом.

Вехов Н.В.
prev_2017_11_40.jpg

Научно-фантастическая повесть писателя Артура Конан Дойла «Затерянный мир» вот уже более ста лет пользуется огромной популярностью как шедевр приключенческого жанра. что послужило основой для его создания, есть ли на Земле подобные уголки, где в повести правда, а где вымысел?

Перлов Л.Е.
prev_2017_11_36.jpg

Времена меняются, мы меняемся вместе с ними. Меняются и школьные учебники. Какими они станут, скажем, лет через двадцать, когда не только ученики, но и учителя с детства будут читать с экрана и искать информацию в Сети?

(«ХиЖ» 2017, №8)
prev_2017_08_33.jpgСоциологи Г.А.Николаенко и Е.В.Евсикова, решили выяснить, как санкт-петербургские школьники знают историю науки. Сказано — сделано: в 2016 году опросили 350 учащихся 7—11 классов, 55% мальчиков, остальные — девочки. В 7, 8, 9, 10, 11 классах учится соответственно 13, 29, 28, 17, 13%. Ниже мы приводим вопросы исследователей и ответы молодого поколения.

(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_64.jpgВ фантастике ХХ века актуальными стали произведения о глобальных катастрофах и их последствиях. В первую очередь это было связано с появлением оружия нового типа — ядерного, которое может привести не только к огромным разрушениям и гибели множества человек, но и к существенному изменению условий на всей планете — радиоактивному заражению, загрязнению атмосферы и, как следствие, к сильному похолоданию, «ядерной зиме». Урановые, плутониевые и водородные бомбы стали реальной угрозой во второй половине XX века.
(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_60.jpgНельзя сказать, что химия играет большую роль в произведениях Аркадия и Бориса Стругацких, но и совсем обойтись без обращения к этой науке писатели не могли. В первой их большой повести, «Страна багровых туч», герои летят на Венеру, чтобы провести геологическое обследование месторождения радиоактивных руд Урановая Голконда. Повесть благополучно вышла в 1960 году, в следующем была переиздана. Но чуть позже из цензурных соображений стали запрещать упоминания о любых радиоактивных материалах. Как вспоминал об этом Борис Стругацкий: «Шла кампания по охране ядерных секретов, но жертвой этой кампании пали в первую очередь писатели-фантасты: пуганые редакторы принялись вычеркивать из текстов ПЛАНЕТУ УРАН!»
Намер Л., Ильин И.
(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_32.jpgРадиотелескопы для физики создают инженеры-физики или инженеры вместе с физиками. Но электронный микроскоп, явный продукт физики, используют биологи и химики. Спектроанализаторы — тоже продукт физики, но они применяются в химии. И вообще, если обозреть приборный парк химии и биологии, то возникает впечатление, что большую часть приборов для химии и биологии создали физики и инженеры-физики; разумеется, вместе с заказчиками. А бывает ли наоборот? Например, используют ли физики приборы и методы, созданные химиками?
(«ХиЖ» 2017, №5)
prev_2017_05_64.jpgФилолог Татьяна Чернышёва в своей монографии «Природа фантастики» пишет: «Общеизвестно, что во взглядах на мир и возможные формы разума во Вселенной писатели-фантасты, вслед за учеными, придерживаются двух прямо противоположных точек зрения: одни (антропоморфисты), ссылаясь на закон конвергенции, утверждают, что высшие формы жизни во Вселенной должны быть близки тем формам, которые сложились на Земле, а разумное существо должно быть, во всяком случае, человекоподобным; другие (релятивисты), исходя из бесконечного разнообразия условий во Вселенной, предполагают возможность иных, не таких, как на Земле, форм жизни и разума». Действительно, анализируя литературу о жизни во Вселенной, мы обнаруживаем, что ученые и популяризаторы науки выдвинули множество гипотез о существовании в космосе планет с совершенно иной жизненной химией, нежели на Земле.
Вагнер Виктор
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-24.jpgНа протяжении многих веков вещи служили людям долго. Хорошие ножи, парадные платья, не говоря уж о мебели, передавались по наследству через несколько поколений. Чем выше было социальное положение человека, тем больше у него было движимого имущества. Индустриальная эпоха все изменила.

(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-20.jpgОтчего революции начинаются с самыми благими намерениями, а потом зачастую на смену более-менее либеральному правлению приходит радикальный режим с репрессиями? Так было и после Великой французской революции, и после Великой Октябрьской, и после немецкой национал-социалистической. Так случилось и совсем недавно, например, в ходе исламских революций в Афганистане, Ливии, Сирии и Ираке. Случайность это или закономерность? Современная наука может ответить на этот вопрос, поверив алгеброй общественную гармонию, то есть провести расчет революции.

08.01.2018 10:00:00

...собственные колебания Земли в диапазоне частот от 0,3 до 4 мГц впервые зарегистрированы в вариациях магнитного поля, измеряемого на ее поверхности («Доклады Академии наук», 2017, 476, 4, 452—455)...

26.12.2017 10:00:00

Есть много шуток о том, кто кого разглядывает в зоопарке, посетители зверей или наоборот. Так или иначе, согласно шведским ученым из университета Лунда, в отделе приматов в зоопарке Фурувик удовольствие явно получают обе стороны, люди передразнивают обезьян, а обезьяны — людей.

26.12.2017 10:00:00

«Что происходит с насекомыми? — пишут в редакцию читатели. — Нам кажется или меньше бабочек вьется над клумбами, чем десять лет назад?» Не кажется, увы. В последнее десятилетие сократились и численность, и разнообразие насекомых.

04.12.2017