Науки о космосе

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgДесять лет назад биологи разработали алгоритм, позволяющий рассчитать траекторию распространения плесени. А теперь оказалось, что сети, созданные биологической системой и силой гравитации, удивительно похожи. Поэтому астрофизики заложили идеологию «плесневого» алгоритма в компьютерную программу. Так была построена трехмерная модель-карта расположения филаментов в нашей области Вселенной — до ста миллионов световых лет в радиусе от Земли.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgМожно ли рентгеновское излучение ближних галактик интерпретировать как сигнал от их темного вещества? Как оказалось, нет. Такой ответ закрывает очередной этап поиска стерильных нейтрино в темной материи.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgКак взаимодействует вещество в окрестностях сверхмассивной черной дыры? Это удалось рассмотреть телескопом ALMA, наблюдая за центральной дырой у молодой активной галактики, находящейся от нас на расстоянии в 11 млрд световых лет.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgАстрономы Корнеллского университета смоделировали спектры атмосферы Земли в видимой и ультрафиолетовой областях в разное время ее геологического развития. Пять моделей таких спектров вскоре позволят направленно вести поиск землеподобных экзопланет, находящихся от нас на расстоянии 50–100 световых лет.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgПродолжая свое движение на периферию Солнечной системы, космический аппарат «Новые горизонты» в новогоднюю ночь 2019 года этот аппарат прицельно приблизился к астероиду Аррокоту и подробно исследовал его, собрав пятьдесят гигабайтов данных. Основная их часть уже получена, остальные поступят на Землю до осени 2020 года.

(«ХиЖ» 2019, №9)
prev_2019_09_22.jpg

С этого номера мы открываем рубрику «результаты», в которой будем публиковать краткие обзоры новых результатов в естественных науках – физике, химии-биологии и иже с ними, также в науках о земле, чередуя эти три темы. Эта подборка космологическая.

(«ХиЖ» 2019, №7)

prev_2019_07_logo.jpgНедавно обнаруженный у поверхности Плутона аммиак может стать еще одним доказательством того, что у холодной карликовой планеты до сих пор есть внутренний жидкий океан.

(«ХиЖ» 2019, №6)

prev_2019_06_20-2.jpgУченые предполагают, что гидрид гелия сыграл важную роль в эволюции Вселенной. Однако обнаружить этот ион в космическом пространстве никак не удавалось. И вот астрономы его обнаружили. Раз его существование доказано, то теперь можно проверить модели возникновения и эволюции ранней Вселенной.

Василевич Н.И.
(«ХиЖ» 2019, №2)

prev_2019_02_16.jpgПоисками жизни на Марсе астрофизики активно занимаются последние полвека. Сегодня к ним присоединились химики, которые, вполне возможно, уже нашли ответ на вопрос – есть ли жизнь на Марсе?

Богачев С.А.
(«ХиЖ» 2019, №2)

prev_2019_02_10.jpgМы все живем на дне воздушного океана и привыкли к его капризам — заморозкам летом, новогодним праздниками без снега, октябрю с апрельской температурой. Мы относимся к этому философски, лишь привычно поругивая синоптиков. И, словно устав от нашего равнодушия, наука с недавних пор стала пугать нас новым чудом — космической погодой. Действительно ли в космосе есть погода? Что это вообще такое?

27.06.2022 16:00:00

…самцы паука-ткача после спаривания катапультируют со скоростью 65 см/сек., чтобы самка не успела его съесть…

…чемпионы по фиксации углерода — не растения, а почвенные бактерии, которые делают это в 20 раз быстрее…

…под полом собора Парижской Богоматери ученые обнаружили десять саркофагов, которые были похоронены между XIV и XVIII веками…

21.06.2022 14:00:00

Команда французских ученых выяснила, что обычные муравьи, живущие в лесу, могут различать по запаху здоровые и раковые клетки человека.

17.06.2022 14:00:00

Исследователи из Университета Бристоля придумали сенсорное устройство, с помощью которого можно снимать тревогу. Попросту, это — подушка, которая дышит. Ты ее обнимаешь и успокаиваешься.

16.06.2022 13:00:00

В коллекции Эрмитажа есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет, найденных на Северном Кавказе больше ста лет назад. Археолог Н.И. Веселовский, который сделал эту находку, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

15.06.2022 17:00:00

Соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте.