Химия

Александр Рулёв
(«ХиЖ» 2019, №12)

prev_2019_12_20.jpgСегодня, пожалуй, трудно найти химика-синтетика, который никогда не использовал бы в своих исследованиях реактив Гриньяра, ведь магнийорганический синтез уже давно вошел в лабораторный практикум студентов химических факультетов университетов. Появившись на стыке девятнадцатого и двадцатого веков, этот реактив сделал головокружительную карьеру – стал одним из самых популярных реагентов в тонком органическом синтезе и в промышленности, прежде всего в фармацевтике и парфюмерии. Он лишил органические производные цинка доминирующего положения, которое те занимали благодаря работам основоположника металлоорганической химии Эдварда Франкленда, и, без преувеличения, открыл новую эру в истории химии.

(«ХиЖ» 2019, №10)

prev_2019_10_12.jpg

Как узнали о палладии? Как доказали, что палладий — это палладий? Кто первым придумал использовать палладий? Зачем палладий в ювелирном деле? Где сейчас используют палладий? Чем интересна система палладий — водород? Как из палладия сделают лекарства? Откуда берется палладий? Если палладий станет сокровищем, будут ли рады его изготовители? Откуда взялось имя металла?

(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_logo.jpgРазработана новая лабораторная посуда, которая удаляет кислород из налитой в нее жидкости. Чтобы активировать столь полезное свойство, нужно внести в колбу немного глюкозы, и после этого можно проводить реакции, чувствительные к кислороду, не изолируя реакционную смесь от окружающей среды.

(«ХиЖ» 2019, №8)

prev_2019_08_44.jpgКогда говорят «сахар», то, как правило, имеют в виду сахарный песок или кусковой сахар-рафинад. С химической же точки зрения сахар — представитель сладких на вкус низкомолекулярных углеводов, которых много; чтобы подчеркнуть это, используют термин «сахара». А вообще углеводы — самые распространенные органические вещества на Земле; они составляют три четверти ежегодного производства биомассы, в основном это полисахариды (к ним относятся, например, крахмал и целлюлоза).

prev_2019_08_12.jpg

Откуда взялся торий? Как открыли торий? В чем особенность радиоактивности тория? Как торием меряют время? Откуда берут торий? Где начали применять торий? Какие еще специальности освоил торий? Что такое ториевая энергетика? Кто ведет работы по ториевой энергетике?

(«ХиЖ» 2019, №8)

prev_2019_08_cover.jpg«Дегидроаспирин» — так называется мономер, который синтезировали ученые из японского Университета Синсю. Из этого вещества получается виниловый полимер, гидролизующийся в уксусную и салициловые кислоты — исходные вещества аспирина. Это один из немногих винильных полимеров, который достаточно просто подвергается вторичной переработке.

(«ХиЖ» 2019, №8)

prev_2019_08_cover.jpgИз яда скорпиона выделили два соединения, которые могут стать антибиотиками нового поколения. Что особенно приятно — для получения этих соединений не придется «доить» скорпиона, поскольку химики придумали схему синтеза этих перспективных веществ.

(«ХиЖ» 2019, №7)

prev_2019_07_10-2.jpgИсследователи из Университета Индианы (США) разработали и синтезировали необычное соединение, с помощью которого можно извлекать хлорид натрия и другие хлориды из растворов.

(«ХиЖ» 2019, №6)

prev_2019_06_20-1.jpgУченые из японского Университета Кансэй Гакуин синтезировали самые маленькие циклодекстриновые циклы, содержащие три и четыре звена глюкозы.

(«ХиЖ» 2019, №5)

prev_2019_05_18-2.jpgИсследователи из Нидерландов ответили на вопрос, почему одни цитрусовые сладкие, а другие очень кислые. Мутация генов, отвечающих за выработку двух белков — протонных насосов, может увеличить сладкий вкус фруктов, и такие мутации, возможно, заинтересуют селекционеров.

05.05.2020 17:00:00

Смартфон может незаметно передавать секретные сведения посторонним через неучтенную разработчиками прореху на границе между столом и смартфоном. Как же это может быть? Ответ в ходе серии экспериментов получили исследователи из Вашингтонского университета.

29.04.2020 17:00:00

Загадочное внезапное похолодание, случившееся на планете 13 тысяч лет назад, не устает привлекать внимание климатологов. Сейчас есть двое подозреваемых: ледниковое озеро Агассис и кометы, упавшие в Северной Америке. Теперь же, стараниями ученых из Геологической службы США, возник третий участник драмы – ледниковое озера Миссула, катастрофически опорожнившееся в Тихий океан.