Среди многочисленных недугов человечества значительное место занимают запоры. В развитых странах ими страдает от 30 до 50% взрослого населения и до 20% детей. К счастью, в нашем распоряжении немало слабительных средств. Это и специальные диеты, и лекарства, приготовленные, в том числе, на растительной основе.
|
Иллюстрация Петра Перевезенцева |
Список слабительных растений велик, в него попали и представители славного семейства крушиновых, или жостеровых, Rhamnaceae. Они растут в Азии, Африке, Америке и Европе, и всюду ими лечат запоры. Россиянам доступен жостер слабительный Rhamnus cathartica. Иногда его называют крушиной слабительной, потому что он очень похож на крушину ломкую, она же ольховидная, Frangula alnus. А путать их не надо, потому что растения используют по-разному: у жостера слабят ягоды, у крушины — кора.
Жостер встречается преимущественно в средней и южной полосах Европейской части России и на Кавказе. Это кустарник или небольшое деревце с красно-бурой или серой корой. Его ветки оканчиваются колючками. Плоды жостера черные, матовые с буровато-зеленой мякотью и тремя-четырьмя трехгранными косточками. Запах у них неприятный, а вкус сладковато-горький, тоже неприятный, некоторые специалисты даже называют его отвратительным. Зато плодов очень много. Созревают они в сентябре – октябре. Тогда их собирают, сушат в печах (запах после сушки пропадает), делают из них сиропы и экстракты или заваривают как чай. В некоторых странах используют не только плоды, но и кору жостера как слабительное и рвотное средство.
Крушина ломкая растет севернее, в средней полосе России. Это кустики с гладкой, темной корой. Впрочем, со временем они могут вырасти метров до семи. Плоды у крушины черные, с темной мякотью и двумя-тремя плоскими, широкими косточками; в отличие от плодов жостера, они съедобны, их любят птицы, мыши и другие мелкие млекопитающие. Жостер и крушину можно различать и по листьям. У жостера они расположены супротивно, то есть парами друг против друга, а у крушины как бы шагают вдоль ветки: листик справа, листик слева, листик справа, листик слева.
|
Крушина ломкая Фото: Jerzy Opioła, лицензия CC BY-SA 4.0 |
Плоды и кора крушины и жостера содержат разнообразные активные вещества, в том числе полифенолы, обладающие антиоксидантным, ранозаживляющим и противовоспалительным действием, а главные действующие соединения — антрагликозиды, соединения углеводов и производных антрацена.
Антрагликозиды присутствуют во многих растениях, известных своими слабительными свойствами: в кассии остролистной и кассии узколистной, сенне александрийской, алоэ древовидном, ревене, разных видах крушины и жостера. Впервые их выделил оттуда в конце XIX века работавший в Швейцарии немецкий ботаник и фармаколог Александр Чирх (1856–1939). Он же установил структуру антрагликозидов и предложил название для этой группы соединений. Зачем антрагликозиды растениям – неизвестно, возможно, они защищают от паразитов или раннего поедания. Птицы, например, не едят неспелые плоды жостера слабительного, зато созревшие охотно склевывают.
Крушину и жостер усиленно изучают в Оренбургской государственной медицинской академии и Самарском государственном медицинском университете. Исследователи выяснили, что в коре крушины ломкой преобладают антрагликозиды франгулин А (6-О-α-L-рамнопиранозид франгула-эмодина) и франгулин В (6-О- β-D-апифуранозид франгула-эмодина), в плодах жостера слабительного — 1-О-β-D-глюкопиранозид эмодина, а также флавоноид 3-О-рутинозид рамнетина.
Мы привыкли, что растительное сырье долго не хранится и со временем теряет целебные свойства. К коре крушины это не относится, в свежем виде она к употреблению непригодна. Дерзнувший заварить такую кору будет мучиться от тошноты, рвоты и болей в животе. Причина в том, что антраценовые производные в растениях существуют в окисленной и восстановленной формах, соотношение которых со временем меняется.
Окисленные производные антрацена действуют как слабительное, а восстановленные вызывают вышеописанные неприятные эффекты. В свежей коре крушины преобладают восстановленные формы. Чтобы они окислились, кору крушины выдерживают в сухом месте не менее года, а если совсем невтерпеж, прогревают при 100°С в течение часа, и лишь потом ее можно использовать. Правильно заготовленная кора внутри коричневая, снаружи бурая с чечевичками (поперечными черточками), без запаха и пятен, горькая на вкус.
В незрелых (красных) плодах жостера слабительного тоже преобладают восстановленные формы, причем их рвотное действие так сильно, что незрелые плоды считают ядовитыми. Все авторы книг о лекарственных растениях заклинают своих читателей не есть неспелый жостер. Несколько ягод можно съесть осенью, когда плоды созреют и производные антрацена окислятся.
Если мы правильно обработаем кору крушины ломкой, а плодам жостера дадим созреть, то получим мягкое слабительное, которое начнет действовать спустя 8–12 часов после приема. Почему так долго? А потому, что слабительный эффект вызывают производные антрацена, в том числе эмодин, освобожденные от присоединенного сахара. Пищеварительные ферменты человека не расщепляют антрагликозиды, это делают бактерии, живущие в толстом кишечнике. Пока слабительное туда дойдет, пока расщепится, пройдет немало времени, зато и действуют препараты крушины долго.
Образовавшиеся активные соединения стимулируют перистальтику кишечника, причем делают это двумя способами. Они раздражают рецепторы слизистой оболочки толстого кишечника — это прямой способ, а есть еще и косвенный. Производные антрацена мешают жидкости всасываться и в то же время усиливают ее выделение в просвет толстой кишки. В результате содержимое кишки становится более рыхлым и объемным, давление в ней возрастает, что опять-таки усиливает перистальтику.
|
Жостер слабительный и колючка на конце его веточки |
Кора крушины ломкой и плоды жостера слабительного включены в Государственную фармакопею Российской Федерации. Препараты продаются без рецепта, но это не значит, что они абсолютно безопасны. В их использовании надо знать меру и соблюдать осторожность, даже если нет противопоказаний к применению.
Специалисты рекомендуют кору крушины только в случае, когда не помогают диеты, пищевые волокна и соли, которые увеличивают объем кишечного содержимого. Если долго принимать препараты, стимулирующие кишечник, он вообще откажется работать без слабительных. Организм к ним привыкает, дозу постоянно приходится увеличивать, соответственно возрастает и риск побочных эффектов.
При длительном приеме слабительных организм теряет жидкость и калий. Истощение калия может привести к сердечным заболеваниям и мышечной слабости, поэтому нельзя сочетать жостер и крушину с диуретиками и сердечными гликозидами, которые тоже снижают содержание калия. Кто принимает слабительное, должен больше пить.
Злостная и хроническая передозировка производных антрацена чревата истощением и токсическим гепатитом, но разумный человек, конечно, не доведет себя до такого состояния.
В некоторых странах, в том числе в Германии и США, на человеческий разум не полагаются. Там предлагают перевести лекарства, содержащие антрагликозиды, из категории безопасных и эффективных в категорию препаратов, подлежащих дополнительному исследованию, то есть сомневаются, стоит ли их вообще употреблять. Возможно, это другая крайность, в которую не стоит впадать.