Статьи журнала

Анофелес С.
(«ХиЖ» 2020, №1)

prev_2020_01_18.jpgВсе знают, что Мировой океан — это кухня погоды нашей планеты. Оказывается, он может сыграть совершенно неожиданную роль в борьбе с глобальным потеплением. Способ, предлагаемый группой исследователей из Австрии и Бразилии, весьма рискованный, однако к нему придется прибегнуть, если другие, не менее рискованные способы радикального преобразования природы не сумеют сохранить человеческую цивилизацию в том виде, в каком мы ее знаем.

(«ХиЖ» 2020, №1)

prev_2020_01_06.jpgВ 2019 году в РФ появилась новая отрасль медицины: в декабре робот напечатал живую кожу на живой крысе. Было это в московском Онкологическом институте им. П.А.Герцена. Чуть ранее на борту Международной космической станции космонавт О.И. Скрипочка напечатал двенадцать образцов мяса — по четыре штуки соответственно из клеток кролика, коровы и рыбы. А еще почти год назад, в декабре 2018 года, другой космонавт, Ю.В.Романенко, напечатал на том же принтере кусочки человеческого хряща и щитовидной железы мыши.

(«ХиЖ» 2019, №12)

prev_2019_12_50.jpgЛюди по-разному относятся к мате. Для многих это просто безалкогольный бодрящий напиток, но все больше становится и желающих им полечиться. А почему бы и нет, если индейцы гуарани, которые пили мате испокон веков, верили, что он обеспечивает здоровую старость? Испанские и португальские колонизаторы переняли у местных жителей привычку к мате, и теперь жители Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая жизни без него не мыслят.

Ольга Нестеренко
(«ХиЖ» 2019, №12)

prev_2019_12_48.jpgИменно так переводится на русский научное название этого животного — Ailuropoda melanoleuca. Большие панды, или бамбуковые медведи, покорили весь мир своим обаянием и необычной внешностью: у них причудливая окраска — белое туловище, черные лапы, уши и «очки» вокруг глаз; а большая круглая голова делает их похожими на живые игрушки. Но интересны они еще и тем, что задали много загадок ученым, и не все эти загадки разгаданы даже сегодня.

Александр Рулёв
(«ХиЖ» 2019, №12)

prev_2019_12_20.jpgСегодня, пожалуй, трудно найти химика-синтетика, который никогда не использовал бы в своих исследованиях реактив Гриньяра, ведь магнийорганический синтез уже давно вошел в лабораторный практикум студентов химических факультетов университетов. Появившись на стыке девятнадцатого и двадцатого веков, этот реактив сделал головокружительную карьеру – стал одним из самых популярных реагентов в тонком органическом синтезе и в промышленности, прежде всего в фармацевтике и парфюмерии. Он лишил органические производные цинка доминирующего положения, которое те занимали благодаря работам основоположника металлоорганической химии Эдварда Франкленда, и, без преувеличения, открыл новую эру в истории химии.

(«ХиЖ» 2019, №12)

prev_2019_12_06.jpgНобелевскую премию по физике за 2019 год получили канадец Джеймс Пиблс, а также швейцарцы Мишель Майор и Дидье Кело. Первый внес большой вклад в теорию космологии, а оба швейцарских астронома первыми открыли планеты у звезд, подобных Солнцу. Про экзопланеты, счет которым пошел уже на сотни, «Химия и жизнь» рассказывала не раз, поэтому остановимся на целостной картине мира, полученной, в частности, и стараниями нобелевского лауреата этого года.

(«ХиЖ» 2019, №11)

prev_2019_11_48.jpgВ 1993 году на чемпионате Китая по легкой атлетике китайские спортсменки установили сразу три мировых рекорда в беге на 1500, 3000 и 10 000 метров. Подняться по крутой спортивной лестнице им помогло правильное питание, включающее кордицепс. Так внимание потребителей разных стран привлек продукт, который традиционная китайская медицина использует по крайней мере несколько сотен лет.

(«ХиЖ» 2019, №11)

prev_2019_11_40.jpgВ Гарвардском университете (США) сделали радиопередатчик, в котором излучение лазера с длиной волны в единицы микрон, то есть в ближнем инфракрасном диапазоне, преобразуется в радиоволны микроволнового (СВЧ) диапазона

.

(«ХиЖ» 2019, №11)

prev_2019_11_40.jpgДве группы исследователей независимо сообщили о наблюдении ими признаков сверхпроводимости в гидриде лантана под большим давлением при рекордно высокой температуре.

(«ХиЖ» 2019, №11)

prev_2019_11_40.jpgВ Пусанском университете (Южная Корея) теоретически рассмотрели новое устройство, в котором входные сигналы должны непосредственно управлять напряжением на выходе.

05.05.2020 17:00:00

Смартфон может незаметно передавать секретные сведения посторонним через неучтенную разработчиками прореху на границе между столом и смартфоном. Как же это может быть? Ответ в ходе серии экспериментов получили исследователи из Вашингтонского университета.

29.04.2020 17:00:00

Загадочное внезапное похолодание, случившееся на планете 13 тысяч лет назад, не устает привлекать внимание климатологов. Сейчас есть двое подозреваемых: ледниковое озеро Агассис и кометы, упавшие в Северной Америке. Теперь же, стараниями ученых из Геологической службы США, возник третий участник драмы – ледниковое озера Миссула, катастрофически опорожнившееся в Тихий океан.