«Химия и Жизнь», Февраль 2021

В номере:

Фосфиновый призрак жизни
Проблемы и методы науки
В.М. Хуторецкий
Статья «Газообразный фосфин в верхних слоях облаков на Венере», опубликованная в журнале «Nature Astronomy» 14 сентября 2020 года Джейн Гривс, Сарой Сигер и коллективом соавторов, вызвала настоящий ажиотаж — число ее просмотров за первую неделю достигло 327 тысяч и продолжает расти до сих пор. Нечто подобное я видел, только когда выходил очередной том «Гарри Поттера», но чтобы такой взрыв интереса к научной работе? Ведь профессиональных астрономов на свете всего около 10 тысяч. Об этой статье и горячих научных дебатах, развернувшихся вслед за ее появлением, этот рассказ.
Карты корональных дыр
Результаты: алгоритмы
Группа ученых предложила новый метод детектирования корональных дыр Солнца с помощью искусственного интеллекта.
ИИ и детекторы дипфейков
Результаты: алгоритмы
Для выявления видеообманов («дипфейков») уже созданы специальные программы-детекторы. Обычно они отслеживают лица персонажей и анализируют их с помощью обученных нейронных сетей на предмет несоответствий. Однако и детектор можно обмануть.
Машина Рамануджана
Результаты: алгоритмы
Сриниваса Рамануджан поражал современников своими математическими озарениями в теории чисел. Его именем названа компьютерная программа, которая с помощью ИИ реализует систематический подход к поиску соотношений между известными константами. Программа имитирует интуицию математика и посредством вычислительных алгоритмов безо всяких априорных предположений получает гипотезы о соотношениях между числами.
Аномалии звездных каталогов
Результаты: алгоритмы
Международная группа из пятнадцати исследователей недавно опубликовала анализ третьего издания каталога переменных звездных источников Zwicky Transient Facility. С помощью нескольких алгоритмов машинного обучения ИИ ученые провели поиск кандидатов в аномалии.
Интеллект здания
Результаты: алгоритмы
Недавно команда трех ученых из Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории Министерства энергетики США обнародовала свой подход к управлению зданиями на основе ИИ.
Гадолиний: факты и фактики
Со времени открытия гадолиния Шарлем де Мориньяком прошло уж более 140 лет. Интересно, что этот элемент оказался первым, которому дали имя ученого — Иоганна Гадолина, члена-корреспондента Петербургской академии наук, а также академика Шведской и Ирландской королевских академий наук; он много сделал для изучения редких земель. Этот металл занял свое место в ряду лантаноидов. Давным-давно выяснили, что он обладает сильнейшим ферромагнетизмом, его соли могут сильно охлаждаться при распаде магнитного порядка, а тепловые нейтроны прямо-таки притягиваются ядром гадолиния и охотно в него врезаются, физики называют это большим сечением захвата, и по его размеру у гадолиния нет соперников. Последний раз мы рассказывали про него в 1971 году. С тех пор в судьбе этого элемента случилось немало изменений.
Кто победит победит?
А.Г. Квашнин
Человек постоянно имеет дело с различными материалами и обрабатывает их, в том числе режет и шлифует. Чтобы резать какой-то материал, нужно вещество, которое тверже его. Именно поэтому в технике и физике так велик интерес к твердым и сверхтвердым материалам. Причем не просто твердым, а способным сохранять свои свойства при высоких температурах, поскольку при резании все нагревается — и то, что режут, и то, чем режут.
Август Шлейхер: дарвинизм и лингвистика
Полуоткрытая статья
Девятнадцатого февраля 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения Августа Шлейхера (1821—1868) — человека, который начал изучать эволюцию языков привнеся в лингвистику принципы естественных наук.
Мальчики и девочки: соотношение полов и умозрительная генетика
Проблемы и методы науки
Полуоткрытая статья
Мальчики — будущие защитники Отечества. Говорят, что перед войной их рождается больше. На самом деле это неправда, но связь между мужской рождаемостью и войнами есть. Эта статья о том, как обстоятельства жизни влияют на соотношение полов.
Гормон подвижности
О.В. Космачевская
Ученые из Университета Южной Калифорнии (США) в сотрудничестве с коллегами из разных стран исследовали, как влияют инъекции MOTS-c (mitochondrial open reading frame of the 12S rRNA type-c) на физическую активность мышей.
Магнитная стимуляция управляет памятью
О.В. Космачевская
Ученые из Северо-Западного университета в Чикаго (США) исследовали, как влияет транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) гиппокампа на формирование памяти на текущие события.
Как обездвижить раковые клетки?
О.В. Космачевская
Исследователи из Хельсинкского Университета и Института Жака Моно открыли молекулярный механизм миграции клеток. Это позволит ученым найти лекарство, останавливающее миграцию раковых клеток, что повысит шансы на благополучное лечение онкологических заболеваний.
Молекулярная машина – в мембране клеток
О.В. Космачевская
Исследователям из университета Сиднея удалось «увидеть» переносчик глутамата и понять, как он переносит вещество. Сделали они это при помощи криогенной электронной микроскопии, которая позволяет «рассмотреть» строение молекул вплоть до атома.
Гинуры — съедобные и целебные
Когда жители Северного Таиланда хотят восстановить иссякающие силы, они едят куриный суп с травами. Однако тайцы общеукрепляющие свойства блюда приписывают не курице, а травам, в том числе одной под названием хунфэнцай. Это растение родом из Юго-Восточной Азии, и у него много имен. В Малайзии его называют самбунг ньява унгу, в Китае — гуаньиньсянь и цзыбэйцай, в Индии — кусумби, в Японии — хандама, в США и в Европе — окинавский шпинат и окинавский салат, а по-латыни — гинура двухцветная Gynura bicolor.
Промышленная археология
Е.А. Курлаев
Не часто на наших глазах рождается новое научное направление, в перспективности которого мы уверены. Сейчас именно такой случай. Речь идет о промышленной археологии. С естественными для нового направления проблемами самоопределения, нахождения своего места в ряду наук, со своими проблемами и достижениями. Начнем мы, однако, не с определения, а с определения места. Ведь первый вопрос археолога — где копать?
Огнёвка
Татьяна Левченко
Полдня пути от Северки остались за спиной. Начало темнеть, но разбитый в пыль Сибирский тракт казался белым. Лес расступился, дорога вывела к развилке. Никита задумался. Свернуть налево, попытать счастья на Хрустальной Горе? Недалеко, и ночлег искать надо. Вон туча с юга ползет, зарницы сверкают. Да говорят, что хозяин карьера на Хрустальной — упырь. То не диво, конечно, все хозяйчики пьют кровь у работников, так или иначе...
Этапы большого пути
А.Г.
В середине прошлого века английский писатель-фантаст Артур Кларк опубликовал знаменитый рассказ «Девять миллиардов имен бога». Короткий рассказ Кларка может послужить своего рода зеркалом, способным выявить и отразить существо мировоззрения его читателя. Мы представили, какие отзывы об этом произведении могли бы появиться в научно-популярной периодике нашей страны на протяжении жизни целого поколения за время радикальных изменений нашего социума.
Мы дружили с детства