«Химия и Жизнь», Август 2019

В номере:

Любовь Стрельникова
  Хемофилия

prev_2019_08_02.jpgДоктор биологических наук Алексей Федорович Топунов, заведующий лабораторией в Институте биохимии имени Баха, автор нашего журнала, всю жизнь занимается исследованиями гемоглобинов, растительных и животных. Но круг его интересов значительно шире, хотя эти интересы тоже сформировал любимый им объект исследования. Почему гемоглобины могут служить молекулярными часами, есть ли жизнь во вселенной и что главное в пищевом поведении – обо всем этом с гостем рубрики беседует главный редактор журнала Любовь Николаевна Стрельникова.

prev_2019_08_cover.jpgИз яда скорпиона выделили два соединения, которые могут стать антибиотиками нового поколения. Что особенно приятно — для получения этих соединений не придется «доить» скорпиона, поскольку химики придумали схему синтеза этих перспективных веществ.

prev_2019_08_10-2.jpgОколо 170 миллионов лет назад коренным образом изменились факторы, управляющие глобальной эволюцией Мирового океана. До этого развитие морских организмов главным образом контролировалось химическим составом океана и климатом. Примерно с середины юрского периода более важными становятся биологические факторы, такие как отношения хищник — жертва. К таким выводам пришли исследователи из Плимутского университета.

prev_2019_08_cover.jpg«Дегидроаспирин» — так называется мономер, который синтезировали ученые из японского Университета Синсю. Из этого вещества получается виниловый полимер, гидролизующийся в уксусную и салициловые кислоты — исходные вещества аспирина. Это один из немногих винильных полимеров, который достаточно просто подвергается вторичной переработке.

prev_2019_08_12.jpg

Откуда взялся торий? Как открыли торий? В чем особенность радиоактивности тория? Как торием меряют время? Откуда берут торий? Где начали применять торий? Какие еще специальности освоил торий? Что такое ториевая энергетика? Кто ведет работы по ториевой энергетике?

prev_2019_08_cover.jpgС 1960 по 1964 год на станцию Зюрзя (в 6 км от Красноуфимска), где во время войны был оборудован обширный складской комплекс для хранения продуктов, стали завозить монацитовый концентрат. Возможно, его хотели использовать как сырье для извлечения тория с целью сделать бомбу, а может, как источник редкоземельных элементов и фосфорных удобрений – история умалчивает. Главное же, что этим планам не суждено было сбыться и монацитовый песок до сих пор лежит мертвым грузом. В 90-е годы, когда экологическая сознательность граждан выросла, общество обнаружило, что песок-то радиоактивный.

Эрлих Г.В.

prev_2019_08_18.jpgКаждый из нас хоть раз в жизни ронял бутерброд на пол и на собственном опыте убедился, что таки да — бутерброд падает маслом вниз. Многие усматривают в этом проявление закона Мэрфи: «Если что-то может пойти не так, то это непременно случится». Закон Мэрфи, конечно, правильный, это подтверждает вся история человечества, но механизмы его проявления непонятны. Прямо скажем, они отдают мистикой, а мистику ученые ненавидят больше всего на свете. Поэтому «закону бутерброда», точнее говоря, попыткам его опровержения, посвящено огромное количество исследований.

Проблемы и методы любви

prev_2019_08_21.jpgДеликатный вопрос: у скольких людей биологический отец — не тот, что записан в документах? Специалисты в области популяционной генетики могут ответить на этот вопрос. И не только нашим современникам, но и предкам, жившим четыре-пять веков назад.

prev_2019_08_26.jpgАмериканский биохимик и генетик Брюс Эймс прославился разработкой теста имени себя, позволяющего быстро и просто оценить мутагенность химического соединения. Но со временем ученый заинтересовался проблемой здорового долголетия. И чем дольше Брюс Эймс разрабатывает эту тему, тем больше обнаруживает веществ, необходимых человеку для защиты от возрастных заболеваний.

Ольга Арнольд

prev_2019_08_30.jpgСпросите, кто может быть героем статьи с таким названием, и девять из десяти ответят: «Жак-Ив Кусто!» Однако, при всем уважении к капитану «Калипсо», первым был совсем другой человек.

Виноградова Т.Н.
  В море и на суше

prev_2019_08_38.jpgГерой Мольера до почтенных лет не знал, что говорит прозой. А мы, произнося слово «симбиоз», часто на самом деле хотим сказать «мутуализм». Симбиоз же бывает очень разным, и не всегда это чудесная картина взаимной выгоды без всяких потерь.

prev_2019_08_42.jpgМладенцы появляются на свет с чистым кишечником, его микробное сообщество постепенно формируется уже после рождения. Долгое время считали, что бактерии попадают в организм новорожденного извне: из вагины матери или из микробного сообщества ее кала, а грудное молоко стерильно. Но оказалось, что и молоко вносит свой вклад в формирование младенческой микрофлоры.

Сто химических мифов

prev_2019_08_44.jpgКогда говорят «сахар», то, как правило, имеют в виду сахарный песок или кусковой сахар-рафинад. С химической же точки зрения сахар — представитель сладких на вкус низкомолекулярных углеводов, которых много; чтобы подчеркнуть это, используют термин «сахара». А вообще углеводы — самые распространенные органические вещества на Земле; они составляют три четверти ежегодного производства биомассы, в основном это полисахариды (к ним относятся, например, крахмал и целлюлоза).

prev_2019_08_46.jpgПо всему Северному полушарию выше 45-й параллели растут березы. И нередко на их стволах можно встретить темный, почти черный, весь в трещинах нарост — чагу, разросшийся мицелий трутовика скошенного Inonotus obliquus. Чага, она же березовый гриб, — одно из известнейших российских средств народной медицины.

Алексей Карташов, Александра Тайц

prev_2019_08_48.jpg— Доброе утро, Зульфия, свет очей моих.

— Джошуа, я предпочитаю, чтобы вы называли меня просто «Зульфия», — ответила электронная секретарша откуда-то с потолка и оскорбленно замолчала. Вечно она находит такое место для звука, чтобы максимально меня подавлять. Черт, еще вчера все было нормально, похоже, ночью было социальное обновление. Не настучала бы она в Службу воспитания, с нее станется, дура электрическая.

На столе тихонько пискнул визор: свет очей моих молча прислала мне сводку почты.

Константин Душенко
  Цитата

prev_2019_08_55.jpgКонстантин Душенко продолжает исследование известных цитат. В этом номере речь пойдет о фразе «искусство должно быть понятно массам».

Черненко М.Б.
  Мемуары

prev_2019_08_56.jpgПродолжаем публиковать фрагменты из мемуаров одного из создателей «Химии и жизни» М.Б.Черненко «Чужие и свои».

Наталья Голованова

prev_2019_08_65.jpg— Центральный компьютер скоро загнется, — злорадно шипит Юля. — Его последний день не за горами.

Про «последний день ЦК» болтают давно. По-моему, это бред. Я хочу возразить, но головная боль все усиливается.

На проходной мы прикладываем пальцы к сканеру и получаем каждая по два кода — доступ к конвертам с сегодняшним заработком.

— Чушь, — спокойно говорит Лида. — Если полетит ЦК, то ВЧК-то останется.

— Всемирный чокнутый комп? — презрительно выплевывает Юля. — Он тоже загнется.

— И мы станем получать зарплату кусочками бумаги? — Лида смотрит на Юлю, как на ребенка. — Покупать на них ненужные вещи? Начнем скатываться в пропасть, как было сто лет назад? Юленька, зачем повторять прописные истины? Доказано: ЦК точно знает наши потребности. И выдает каждому две необходимые вещи в день!

07.07.2020 18:00:00

…проект ИТЭР по созданию крупнейшего в мире термоядерного реактора прошел важную веху — на место установлено основание криостата, самая большая и тяжелая часть токамака...

…созданы структуры для фотосинтеза, более эффективного, чем природный, — капли размером с клетку, содержащие мембраны хлоропластов шпината и компоненты ферментативного цикла для синтеза органических молекул из углекислого газа…

…каждая третья женщина европейского происхождения имеет «неандертальский» вариант рецептора гормона прогестерона, связанный с повышенной рождаемостью, более редким кровотечением на ранних сроках беременности и меньшим количеством выкидышей…

05.05.2020 17:00:00

Смартфон может незаметно передавать секретные сведения посторонним через неучтенную разработчиками прореху на границе между столом и смартфоном. Как же это может быть? Ответ в ходе серии экспериментов получили исследователи из Вашингтонского университета.