«Химия и Жизнь», Август 2019

В номере:

Любовь Стрельникова
  Хемофилия

prev_2019_08_02.jpgДоктор биологических наук Алексей Федорович Топунов, заведующий лабораторией в Институте биохимии имени Баха, автор нашего журнала, всю жизнь занимается исследованиями гемоглобинов, растительных и животных. Но круг его интересов значительно шире, хотя эти интересы тоже сформировал любимый им объект исследования. Почему гемоглобины могут служить молекулярными часами, есть ли жизнь во вселенной и что главное в пищевом поведении – обо всем этом с гостем рубрики беседует главный редактор журнала Любовь Николаевна Стрельникова.

prev_2019_08_cover.jpgИз яда скорпиона выделили два соединения, которые могут стать антибиотиками нового поколения. Что особенно приятно — для получения этих соединений не придется «доить» скорпиона, поскольку химики придумали схему синтеза этих перспективных веществ.

prev_2019_08_10-2.jpgОколо 170 миллионов лет назад коренным образом изменились факторы, управляющие глобальной эволюцией Мирового океана. До этого развитие морских организмов главным образом контролировалось химическим составом океана и климатом. Примерно с середины юрского периода более важными становятся биологические факторы, такие как отношения хищник — жертва. К таким выводам пришли исследователи из Плимутского университета.

prev_2019_08_cover.jpg«Дегидроаспирин» — так называется мономер, который синтезировали ученые из японского Университета Синсю. Из этого вещества получается виниловый полимер, гидролизующийся в уксусную и салициловые кислоты — исходные вещества аспирина. Это один из немногих винильных полимеров, который достаточно просто подвергается вторичной переработке.

prev_2019_08_12.jpgВ год 150-летия Периодической таблицы Менделеева мы рассказываем о различных ее элементах. В этом номере речь пойдет о тории.

prev_2019_08_cover.jpgС 1960 по 1964 год на станцию Зюрзя (в 6 км от Красноуфимска), где во время войны был оборудован обширный складской комплекс для хранения продуктов, стали завозить монацитовый концентрат. Возможно, его хотели использовать как сырье для извлечения тория с целью сделать бомбу, а может, как источник редкоземельных элементов и фосфорных удобрений – история умалчивает. Главное же, что этим планам не суждено было сбыться и монацитовый песок до сих пор лежит мертвым грузом. В 90-е годы, когда экологическая сознательность граждан выросла, общество обнаружило, что песок-то радиоактивный.

Эрлих Г.В.

prev_2019_08_18.jpgКаждый из нас хоть раз в жизни ронял бутерброд на пол и на собственном опыте убедился, что таки да — бутерброд падает маслом вниз. Многие усматривают в этом проявление закона Мэрфи: «Если что-то может пойти не так, то это непременно случится». Закон Мэрфи, конечно, правильный, это подтверждает вся история человечества, но механизмы его проявления непонятны. Прямо скажем, они отдают мистикой, а мистику ученые ненавидят больше всего на свете. Поэтому «закону бутерброда», точнее говоря, попыткам его опровержения, посвящено огромное количество исследований.

Проблемы и методы любви

prev_2019_08_21.jpgДеликатный вопрос: у скольких людей биологический отец — не тот, что записан в документах? Специалисты в области популяционной генетики могут ответить на этот вопрос. И не только нашим современникам, но и предком, жившим четыре-пять веков назад.

prev_2019_08_26.jpgАмериканский биохимик и генетик Брюс Эймс прославился разработкой теста имени себя, позволяющего быстро и просто оценить мутагенность химического соединения. Но со временем ученый заинтересовался проблемой здорового долголетия. И чем дольше Брюс Эймс разрабатывает эту тему, тем больше обнаруживает веществ, необходимых человеку для защиты от возрастных заболеваний.

Ольга Арнольд

prev_2019_08_30.jpgСпросите, кто может быть героем статьи с таким названием, и девять из десяти ответят: «Жак-Ив Кусто!» Однако, при всем уважении к капитану «Калипсо», первым был совсем другой человек.

Виноградова Т.Н.
  В море и на суше

prev_2019_08_38.jpgГерой Мольера до почтенных лет не знал, что говорит прозой. А мы, произнося слово «симбиоз», часто на самом деле хотим сказать «мутуализм». Симбиоз же бывает очень разным, и не всегда это чудесная картина взаимной выгоды без всяких потерь.

prev_2019_08_42.jpgМладенцы появляются на свет с чистым кишечником, его микробное сообщество постепенно формируется уже после рождения. Долгое время считали, что бактерии попадают в организм новорожденного извне: из вагины матери или из микробного сообщества ее кала, а грудное молоко стерильно. Но оказалось, что и молоко вносит свой вклад в формирование младенческой микрофлоры.

Сто химических мифов

prev_2019_08_44.jpgКогда говорят «сахар», то, как правило, имеют в виду сахарный песок или кусковой сахар-рафинад. С химической же точки зрения сахар — представитель сладких на вкус низкомолекулярных углеводов, которых много; чтобы подчеркнуть это, используют термин «сахара». А вообще углеводы — самые распространенные органические вещества на Земле; они составляют три четверти ежегодного производства биомассы, в основном это полисахариды (к ним относятся, например, крахмал и целлюлоза).

prev_2019_08_46.jpgПо всему Северному полушарию выше 45-й параллели растут березы. И нередко на их стволах можно встретить темный, почти черный, весь в трещинах нарост — чагу, разросшийся мицелий трутовика скошенного Inonotus obliquus. Чага, она же березовый гриб, — одно из известнейших российских средств народной медицины.

Алексей Карташов, Александра Тайц

prev_2019_08_48.jpg— Доброе утро, Зульфия, свет очей моих.

— Джошуа, я предпочитаю, чтобы вы называли меня просто «Зульфия», — ответила электронная секретарша откуда-то с потолка и оскорбленно замолчала. Вечно она находит такое место для звука, чтобы максимально меня подавлять. Черт, еще вчера все было нормально, похоже, ночью было социальное обновление. Не настучала бы она в Службу воспитания, с нее станется, дура электрическая.

На столе тихонько пискнул визор: свет очей моих молча прислала мне сводку почты.

Константин Душенко
  Цитата

prev_2019_08_55.jpgКонстантин Душенко продолжает исследование известных цитат. В этом номере речь пойдет о фразе «искусство должно быть понятно массам».

Черненко М.Б.
  Мемуары

prev_2019_08_56.jpgПродолжаем публиковать фрагменты из мемуаров одного из создателей «Химии и жизни» М.Б.Черненко «Чужие и свои».

Наталья Голованова

prev_2019_08_65.jpg— Центральный компьютер скоро загнется, — злорадно шипит Юля. — Его последний день не за горами.

Про «последний день ЦК» болтают давно. По-моему, это бред. Я хочу возразить, но головная боль все усиливается.

На проходной мы прикладываем пальцы к сканеру и получаем каждая по два кода — доступ к конвертам с сегодняшним заработком.

— Чушь, — спокойно говорит Лида. — Если полетит ЦК, то ВЧК-то останется.

— Всемирный чокнутый комп? — презрительно выплевывает Юля. — Он тоже загнется.

— И мы станем получать зарплату кусочками бумаги? — Лида смотрит на Юлю, как на ребенка. — Покупать на них ненужные вещи? Начнем скатываться в пропасть, как было сто лет назад? Юленька, зачем повторять прописные истины? Доказано: ЦК точно знает наши потребности. И выдает каждому две необходимые вещи в день!

03.12.2019 18:00:00

...43 астронома из восьми стран описали характеристики межзвездной кометы 2I/Borisov, открытой астрономом-любителем Геннадием Борисовым...

...анализ воздуха из антарктических ледяных кернов возрастом до 1,5–2 млн лет показывает, что увеличение длительности ледниковых циклов в последний миллион лет не было вызвано длительным снижением содержания СО2 в атмосфере...

...полностью парализованный человек с электродами, вживленными в мозг, с помощью искусственного интеллекта может управлять воображаемым карандашом...

02.12.2019 18:00:00

Исследователи из Дании, Австралии и США открыли необычную особенность половой жизни пчел: после спаривания с трутнем зрение матки может катастрофически ухудшиться

26.11.2019 17:00:00

Группа исследователей из Массачусетского технологического института проанализировала, как меняется научный ландшафт после внезапной смерти кого-то из столпов науки.

15.11.2019 15:30:00

8 ноября в МИА «Россия сегодня» состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Всероссийского конкурса «ПРО Образование 2019». Журнал «Химия и жизнь» стал лауреатом в номинации «Лучшие публикации ПРО химическое образование».

06.11.2019 18:00:00