Технологии и материалы

Анофелес С.
prev_2017_11_logo.jpg

История полимерных композиционных материалов, то есть таких, у которых упрочняющие частицы или волокна закономерно расположены в полимерной матрице, начинается вскоре после появления первого искусственного полимера — бакелита. Для упрочнения композитов есть множество природных волокон. О них и пойдет речь в этой статье.

prev_2017_11_26.jpg

В 2012 году на территории бывшего автозавода «Москвич» разместилось несколько новых производств. Одно из них — нанотехнологический центр композитов (НЦК), созданный при участии холдинговой компании «Композит» и Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО (ФИОП). В 2014 году в состав его учредителей вошла голландская компания «DowAksa Advanced Composites Holdings B.V.» — совместное предприятие американской корпорации «Dow Chemical» и турецкой «Aksa». По приглашению ФИОП на экскурсии по центру, которую проводил технический директор А.К.Раннев, побывал наш корреспондент С.М.Комаров.

prev_2017_11_12-1.jpg

Каждый, кто пьет кофе с молоком или сливками из маленьких контейнеров, хоть раз да проливал его содержимое на стол или себе на одежду. Не исключено, что именно такой неудачный жизненный опыт побудил Марту Велльнер и Иоахима Ульриха из Галле-Виттенбергского университета Мартина Лютера разработать твердые капсулы из молока.

Левицкий М.М.
(«ХиЖ» 2017, №8)
prev_2017_08_18.jpgВероятно, нет другого химического элемента, который доставил бы человечеству столько хлопот. Запасы молекулярного азота N2 огромны — это основной компонент воздуха, его содержание в земной атмосфере превышает 78% по объему, или 4.1015 т. Над каждым квадратным километром земной поверхности находится столько азота, что из него можно получить до 10 млн тонн аммиака. Но людям нужен не молекулярный азот, а химически связанный, в составе различных соединений. Над этой задачей химики бьются вот уже второй век.
(«ХиЖ» 2017, №8)
prev_2017_08_17.jpgИсследователи из Китая разработали элегантное решение, позволяющее превратить ржавые стальные изделия в идеальные электроды для калий-ионных источников питания. Особенность метода заключается в том, что ржавчину не удаляют, а превращают в сетчатую структуру, способную запасать ионы калия. Электропроводность и стабильность новых электродов во время повторяющихся циклов «зарядка/разрядка» обеспечиваются образованным на них покрытием из восстановленного оксида графена.  >>
(«ХиЖ» 2017, №8)
prev_2017_08_06.jpgНачало ядерно-космической эры стало своеобразным триумфом материаловедения: обуздание стихии ядерного ядра и проникновение за пределы Земли были задачами, которые прежде человечество никогда не решало. Поэтому для создания соответствующих устройств понадобились невиданные ранее материалы, в том числе и полученные из таких веществ, которые были известны считаному числу химиков и казались никому не нужными. Но чтобы их можно было использовать, потребовалось выяснить свойства новых веществ, найти средства воздействия на них. История циркония служит прекрасной иллюстрацией того, как исследователи сумели решить подобного рода задачи.
(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_20.jpgЕсли первой химической реакцией, которую начал использовать человек, было горение, то второй такой реакцией стало брожение. С тех пор люди изобрели множество самых разнообразных спиртосодержащих напитков. В наши дни в винном отделе крупного магазина в глазах пестрит от множества бутылок, начиная дешевыми ординарными винами и заканчивая коллекционными марочными. Чем же различаются эти вина? Для поэта вино — дар богов, а для химика — водный раствор этилового спирта, сахар и немного примесей, содержание которых составляет порой сотые доли процента. Но именно эти примеси и придают винам особо тонкий вкус и аромат.
(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_12.jpgПро черные графитовые нанотрубки знают многие. Однако подобные структуры можно делать также из других материалов. Перспективен в этом плане предок сверхтвердого абразива — гексагональный нитрид бора со структурой как у графита. Это вещество дает белые нанотрубки — легкие, прочные, жесткие и с высокой теплопроводностью, только объемы производства пока что малы и могут обеспечить только нужды исследователей. Тем не менее уже наметились некоторые интересные области применения.
Найчук Я.А., Лябин М.П.
prev_2017_07_10.jpg

Откуда произошло слово «бор» и что такое бура? Кто открыл бор? Как получают бор? С какими продуктами человек потребляет бор? Какие последствия будут при недостатке или переизбытке бора? Как бор действует на насекомых? Как бор используют в металлургии? Что такое эльбор? Что такое карбид бора и где его используют? Чем интересны бороводороды? Боразан — топливо будущего? Что такое борное регулирование? Как бором лечат рак? Есть ли бор на Марсе и что это может значить?

(«ХиЖ» 2107, №7)
prev_2017_07_06.jpgКомпьютер манипулирует потоками электронов с помощью так называемых логических побитовых операций. Фактически это правила, по которым изменяется информация, записанная электрическими полями. А можно ли аналогичным образом манипулировать не информацией, но непосредственно преобразовывать вещество – перемещать его объемные частицы с места на место, проводить с ними химические реакции?

29.03.2022 17:30:00

Ни у одной каменистой планеты, в отличие от Земли, нету тектоники плит, и планетологи не знают почему. Не исключено, что причина именно в смещениях барицентра под влиянием Луны и Солнца.

25.03.2022 16:30:00

Как же так получается, что студенты-старшекурсники, приходя в лаборатории, становятся жертвами стереотипов о роли полов: девушки сосредоточиваются на составлении отчетов и организации связей с общественностью, а парни занимаются оборудованием?