«Химия и Жизнь», Июнь 2022

В номере:

С.М. Комаров
  Проблемы и методы науки

Способны ли лишенные мозгов существа к осознанному общению, к использованию слов и построенных из них лингвистических конструкций? О таком до недавнего времени могли рассуждать лишь отъявленные мечтатели, пишущие про интеллект растений. Тем не менее истинные целеустремленные исследователи не склонны к фантазиям. Они ставят опыты, и такие опыты дают удивительные результаты. Да, у безмозглых существ имеются системы сообщений, которые при своей сложности не отличаются в худшую сторону от человеческой речи. Такими существами оказались грибы.

Дедукция и индукция, анализ и синтез, теория и опыт. Эти пути достижения цели человеческий интеллект применяет во взаимодействии и в динамике. Искусственный интеллект (ИИ), которым сегодня СМИ смущают обывателя, этой способности лишен.

Результаты: алгоритмы и роботы

Американские ученые создали маленький чип, способный гибко адаптироваться под задачи ИИ. Они электрическим импульсом меняли параметры минерала перовскита (NdNiO3) и этим имитировали поведение мозга при обучении. Сеть на новом чипе сможет сама выбирать те его энергетические состояния, которые наиболее выгодны для решения конкретной задачи.

Результаты: алгоритмы и роботы

Люди часто задают вопрос о том, сколько рабочих мест заставят исчезнуть новые машины. Другой вопрос касается перспектив собственной профессии. Ответы дает статья швейцарских исследователей, где рассмотрен не только софтверный ИИ, но и механические роботы, выполняющие физическую работу. Исследование помогает работникам угрожаемых профессий тем, что дает советы по смене специализации с минимальными затратами. Алгоритм выложен в сеть.

Результаты: алгоритмы и роботы

Группа американских ученых разработала новую математическую модель для комбинирования человеческих и машинных усилий при совместном решении различных задач. Проверку провели на эксперименте по классификации изображений, в котором люди и алгоритмы искусственных нейронных сетей идентифицировали искаженные изображения животных и бытовых предметов. Совместные действия всегда были более результативны.

Результаты: астрофизика

Искусственные органоиды, выращенные из тканей головного мозга, не проявляют очевидного разумного поведения и остаются примитивными моделями. Однако, ученые получают все более сложные образцы этих моделей и в будущем они, вероятно, смогут думать и чувствовать, поэтому их употребление для исследований вызывает вопрос, обладают ли они сознанием? Новая статья японо-канадской группы ученых обсуждает этику экспериментов с органоидами.

Елена Клещенко
  Проблемы и методы науки

Двенадцать вопросов про оспу обезьян: похожа ли она на страшную натуральную оспу, какие еще у нее есть родственники, как от нее защищаться и лечиться?

Рефлексы потребления и переваривания пищи — одни из древнейших и базовых в работе мозга. При их действии он тормозит другие, менее значимые для выживания ответы на внешние и внутренние раздражители, а также сильно снижает общее эмоциональное напряжение. Хорошо известно, что человечество, особенно в развитых странах, не лечит, а заедает большинство своих страхов и тревог. Это свойство глубинной биологии не только хомо сапиенс, но и всех живых существ.

Проблемы и методы науки

Сон — явление очень древнее и, как принято считать, всеохватное. Во всяком случае, специалисты не решаются, указав на какое-нибудь животное, заявить, что оно никогда не спит. Спят все, но по-разному, что открывает перед учеными бездну возможностей. И эта статья посвящена нетрадиционным объектам исследования сна.

Проблема полета гигантов древности не один год волнует как ученых, так и авторов научно-популярной литературы. Гигантские, размером со средний самолет, крылатые ящеры-птерозавры явно использовали крылья не для красоты, а для путешествий по воздушному океану. Поэтому исследователям древней живности пришлось придумывать мощные ветры мезозоя и селить гигантов на высоких горных уступах. Жить там хладнокровным рептилиям явно плохо: мало того что высоко в горах холодно, так еще и еды нет, за ней нужно спускаться в долину, на равнину, а как потом взлетать? Возник замкнутый круг: древний ящер либо умирал от голода на скале, либо полет был одноразовым, а потом он, не имея возможности взлетать, неуклюже ковылял по степи на коротких лапах.

Одуванчик тем хорош, что его описывать не надо: всюду растет, всем знаком. Он появляется в таком количестве, что просто руки чешутся для чего-нибудь его употребить. К счастью, это возможно, одуванчик — пищевое и лекарственное растение.

Результаты: геофизика

Новый принцип для создания систем предупреждения цунами предложили английские и японские ученые. Его суть — применение для прогноза спутников глобального позиционирования (GPS). Метод универсален, его можно применять для предупреждения о цунами, вызванного не только землетрясениями, но и подводными оползнями или извержениями вулканов.

Результаты: геофизика

Геологи исследовали жидкие и твердые включения возрастом 830 миллионов лет в кристаллах каменной соли, извлеченных с неопротерозойских горизонтов австралийской формации Брауни. Размеры, форма и флуоресцентный отклик включений подтвердили, что это остатки клеток прокариотов и эукариотов, водорослей, а также агрегаты органический соединений. Доказано, что микроорганизмы и их следы могут надежно сохраняться почти миллиард лет.

Результаты: геофизика

Находки древних млекопитающих, живших в последние 50 миллионов лет, привели ученых к предположению о существовании Балканотолии, неизвестного низкого относительно уровня моря континента или островного архипелага между Европой, Азией и Африкой. Палеонтологи свели воедино случившееся 34 млн. лет назад изменения климата и снижение уровня океана. В то время Балканотолия должна была стать проницаемой для мигрирущих животных.

Результаты: геофизика

Активные процессы внутри Земли непосредственно влияют на ее поверхность, в частности биогеохимические циклы. Могут ли процессы на поверхности затрагивать глубокие слои планетной коры и даже мантии? Изотопный анализ кимберлитовых трубок показал, что резкий расцвет жизни 540 миллионов назад лет, известный как Кембрийский взрыв, привел к изменению химического состава глубинных слоев нижней мантии.

Результаты: геофизика

Современная наука считает, что индийская и азиатская тектонические литосферные плиты сталкиваются под Гималаями и плато Тибета. Как это происходит, выясняет новая работа, в которой геофизики представляют карту границы на глубинах в два десятка километров. Ученые сделали это на основании изотопных данных двухсот двадцати пяти геотермальных источников региона.

Л.А. Ашкинази

Наука — это почти всегда приборы, и кое-что из прошлого может быть полезно будущему. Наука — это всегда эмоции, а уж какие эмоции создают приборы — искусство может позавидовать. Эта продолжение наших публикаций в № 1 и 2 за этот год, посвященных, скажем так, материальной стороне научной работы — приборам, комплектующим, веществам… Вот еще несколько историй на эту тему.

Л.А. Ашкинази
  Спросите учителя

prev_2022_06_48.jpgПо-научному эту статью следовало бы назвать «Простейшая численная агентская модель эволюции малой группы». Но по сути — это попытка получить ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. А что классы разные — это вам скажет любой школьный преподаватель. Почему из одинаковых наборов школьников могут получаться разные классы? Впрочем, из одинаковых ли?

И. Гольдфаин

Следует помнить, что в любой момент может появиться новая инфекция, угрожающая эпидемией глобального масштаба. И поэтому необходимо анализировать печальный опыт первых этапов борьбы с COVID-19, чтобы избежать нелепых ошибок. В частности, необходимо проанализировать ряд заблуждений, способствовавших ускоренному распространению ковида в начале 2020 года. Многие, включая администраторов и сотрудников СМИ, оказались жертвами опасных заблуждений. В этой статье приведены два из них.

Ирина Мягкая

Университетский комплекс поражал воображение Лины. Она жила в тихом пригородном районе и не привыкла к шумной сутолоке, нависающим громадам зданий и многоярусной транспортной системе. Без фамилиара она бы давно и безнадежно заблудилась.

Короткие заметки

Бутылочка любого пива в день точно улучшает пищеварение, это теперь факт, установленный исследователями из Нового лиссабонского университета. Впрочем, как отмечают авторы работы, пользы от безалкогольного пива все-таки больше.

Короткие заметки

Не так давно принц Чарльз призывал начать повальное уничтожение серых белок: пришельцы из-за океана захватили британские леса и парки и стремительно вытеснили местных рыжих. За эту инициативу принца Чарльза чуть не закидали гнилыми помидорами, однако проблема никуда не делась. Но, оказывается, у нее есть простое и естественное решение: с такими нетрудовыми мигрантами отлично справляются местные хищники. В случае с белками — куницы.

Елена Щетинина

Маленькую бандерольку запихали в почтовый ящик с таким усердием, что часть наклейки с адресом оказалась сорванной, а коричневая оберточная бумага в некоторых местах протерлась.
Олег молча смотрел на нее. Кот тоже. Даже хомячки перестали работать над повышением демографии и затихли.