Химия и Жизнь - Хьюманисты и универсалисты: война продолжается? | Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» 2020 №11

Хьюманисты и универсалисты: война продолжается?


Евгения Юрова

В минувшую субботу, 22 февраля 2070 года, в женевском офисе ООН прошла Третья конференция по вопросу создания на территории острова-заповедника Южный Линней нового суверенного государства Ваалия. Увы, никакого определенного решения, как и в результате двух предыдущих обсуждений, состоявшихся три и пять лет назад, принято не было. Портал «Наука для каждого» разбирается в подробностях.

pic_2020_11_03.jpg

Иллюстрация Александра Кука



Начнем с краткого экскурса в историю вопроса. После пандемии 2019—2021 годов лучшие умы человечества сосредоточились на том, как сделать такие эпидемии невозможными. В связи с этим было развернуто массовое тестирование иммуностимулирующих препаратов и вакцин, направленных против всех известных возбудителей болезней, теоретически способных вызвать повторение «проблемы-2020». К удивлению исследователей, в 2026 году один из препаратов дал побочный эффект: почти одновременно двое участников испытаний препаратов, а именно японская макака (Macaca fuscata) по кличке Юки и мышь Нини (Mus musculus), соответственно в Японии и тогдашней Франции (часть нынешней Франкиталии), продемонстрировали устойчивый рост уровня самосознания и интеллекта. Обнаруженный таким способом препарат в дальнейшем получил популярное название «мозговая сыворотка» (сегодня его активно оспаривают). Продолжительность жизни обоих тоже значительно увеличилась: Нини дожила до 2040 года, а Юки пребывает в здравии до сих пор. После интенсивных занятий с лучшими специалистами по зоопсихологии Нини, пользуясь специально разработанным языком жестов, самостоятельно выступила на нескольких международных конференциях в 2030—2039 годах, а разработчики мозговой сыворотки Тома Мартану и Фукаэри Тадзаки стали лауреатами Нобелевской премии по биологии за 2034 год. За прошедшие несколько десятков лет схожих результатов удалось добиться у многих наиболее развитых видов, более того, изменения стали закрепляться генетически. Это и привело к возникновению так называемой негуманоидной сапиентизации и связанного с ней комплекса социально-политических проблем. Одну из них и была призвана решить прошедшая конференция, однако мнения разделились.

Конференция началась мирно с предложения г-жи Юки назвать новое государство Ваалией взамен ранее предложенных «Приматии» и «Банании», поскольку такие наименования будут стигматизировать граждан, накладывать на них печать неполноценности. «В названии нашей новой страны я бы хотела запечатлеть память о прекрасном человеке, возможно, одном из первых, признавших за нами (альтернативными людьми) наличие души, эмоций <...> Хотя я видела Франса только в раннем детстве, я наслышана о его работах и искренне признательна ему» (разговор также шел на языке жестов, приспособленном для альтернативных людей). Имеется в виду знаменитый ученый конца XX — середины XXI века доктор философии Францискус Бернардус Мария (Франс) де Вааль, действительно работавший в сфере приматологии и зоопсихологии и всячески отстаивавший эмоциональное равенство человека и многих других животных (1).

Однако страсти накалились после выступления главного противника начинания, политолога и философа Джейсона Брауна. По его мнению, одобрение ООН «создаст невиданный прежде прецедент анималистического государства, в силу моральной незрелости своих граждан в любом случае обреченного на трагичный финал, но способного за короткое время принести хаос в нормальное, цивилизованное, человеческое общество».

Ситуация осложняется разнообразием видов и даже семейств внутри новых народов, которые не всегда ладят между собой. Так, внутренняя дискриминация сильнее всего выражена у бывших «приматов» и «грызунов». Представители бывшего надсемейства человекообразных обезьян зачастую с предубеждением относятся к представителям других, научно выражаясь, семейств приматообразных, считая их априори ниже себя, хотя никаких научных подтверждений этой точки зрения не получено (2). «Это сильнейшее оскорбление, которое нельзя оставлять без внимания. Я отдаю себе отчет, что далеко не все так называемые «высшие приматы» — я говорю иронически — оказались непримиримыми расистами, но многие именно таковы! Я смело заявляю: я — примат и горжусь этим. Обезьяна, если хотите. Да, я обезьяна! Я не прячу свою идентичность под маской альтернативного человека, как не прячут и мои товарищи. Нам очень повезло: в силу территориальной обособленности наше дружное сообщество продолжает жить в мире между собой и с прочими видами, однако это продлится недолго. Я призываю собратьев-людей принять меры», — высказался предводитель самопровозглашенного общества «Мадагаскарская свобода» лемур Рамилисун. (Интересно, что он публично отказался от неологизма «лемум», которым принято называть лемурообразных сапиенсов.)

Еще более жесткую видоцентристскую позицию занимает движение Ratus Dominus, активно набирающее популярность в социуме анималиев. Основные его приверженцы — раты, то есть потомки лабораторных крыс, которых использовали в опытах до 2041 года (когда практически во всех странах мира приняли законы, так или иначе ограничивающие или запрещающие опыты на животных и анималиях). Помимо превосходства рода Ratus движение выступает против особых правил гуманного обращения с животными; под ними раты понимают как виды, нечувствительные к мозговой сыворотке, так и эволюционных предков анималиев, не испытавших ее действие. Недавняя гибель от зубов боевиков Ratus Dominus муса г-на Деспера, дипломата Союза хвостатых, окончательно склонила чашу весов к запрещению этой организации в таких мировых державах, как Объединенные Российские Территории, Франкиталия и Объединенная Скандия.

Большой скандал вызвало выступление на конференции двух послов Союза хвостатых, повторно потребовавших от людей (3) выплатить компенсации Союзу за «непоправимый моральный и физический ущерб, причиненный за годы эксплуатации» в размере 4 000 000 монэев. На замечание, что все эксперименты проводились ради науки, послы заявили, что в таком случае люди могли бы экспериментировать на себе, а не чинить, пользуясь физическим превосходством, насилие над представителями других видов. После непродолжительной дискуссии они согласились снизить сумму компенсации вдвое, но с условием, что ООН законодательно гарантирует предоставление всем без исключения новым народам на безвозмездной основе медицинских технологий, полученных за все те годы. В ответ на грубый смех одного из человеческих участников конференции, радикального хьюманиста Майкла Уостера, посол Союза, выступавший инкогнито и пожелавший впоследствии остаться неизвестным, укусил его за нос. Пока бранящегося и грозящегося обращением в суд Уостера выводили медики, его коллега, глава российских универсалистов Виктория Сдобнина, резонно заметила, что «отвергая естественные права новых народов, так называемые хьюманисты сами роют себе яму: не имея гражданства и юридического статуса, анималии не могут выступать в суде и нести какой бы то ни было ответственности» (4).

В заключение конференции спецпосланник ООН Ямато Хироси рассказал о трудностях переговоров с Морской унией, на отношениях с которой появление Ваалии скажется самым непосредственным образом. Ее генеральные представители пока что не выдвигали официальных требований, но непрозрачность (в прямом и переносном смысле, как шутят вовлеченные в переговоры эксперты) их организации вызывает немалую тревогу даже у рядовых граждан-людей. Журналисты в аквалангах регулярно штурмуют нидерландский штаб Унии, но нежданных гостей раз за разом выпроваживают вежливые октоподисы (до 2041 известные как осьминоги). Впрочем, пресса надеется установить более тесные контакты с левым течением морского народа, пока что безымянным: он отвергает альянс между октоподисами и китасиями (ранее — китообразными).
Вскоре конференция была распущена, следующая предварительно запланирована на сентябрь будущего года.
Помимо философов и политиков голову ломают лингвисты. Перед ними стоит сразу несколько задач: нужно придумать замену оскорбительным для анималиев словам (5) (например, «гуманизм», «человечный»), разработать удобную систему перевода с одного анималистического языка на другой (ее отсутствие до сих пор заметно затрудняет коммуникацию между новыми народами), а также, совместно с юристами определить порядок присуждения фамилий все возрастающему числу анималиев. «Мы продолжаем работать. Сейчас есть несколько многообещающих схем перевода, которые планируется объединить. В любом случае, не стоит ожидать каких-то прорывных результатов в ближайшее время», — рассказал зоолингвист Маркус Юргенц в кулуарах конференции корреспонденту «Науки для каждого».

Еще до появления новых народов единственная на тот момент человеческая цивилизация не раз сталкивалась с проявлениями расизма, войнами и внутренними распрями, неся огромные потери. К счастью, в XXI веке проблема практически решена, однако теперь возникла новая задача, которая касается уже не одного биологического вида, а многих. Удастся ли таким разным обществам прийти к мирному сосуществованию или наблюдаемые ныне дебаты — только начало жестокого противостояния, покажет время.

pic_2020_11_04.jpg

Иллюстрация Александра Кука




Список литературы
1. Например, в культовой книге «Are We Smart Enough to Know How Smart Animals Are?», Frans de Waal, 2016.
2. Статья Singe toi-même : le racisme dans le nouveau monde animalien, Juliette Rebeihi, 2045, Le Figaro & Monde.
3. Подробнее в статье 2068 г. Rats, Mice and Science Experiences: Should We Pay for The Past?, Daniel Shadowsky, N.C.
4. См. труд дочери Виктории «Феномен новых народов в контексте международного права». Ксения Сдобнина, 2069. 
5. Суть проблемы довольно полно изложена в книге Ces mots trop humains : sommes-nous prêts à bouleverser la langue?, Christine Verdette, 2050.


 
 
Разные разности
Пишут, что...
…космический телескоп Джеймс Уэбб, наблюдавший за окружающей средой двух молодых протозвезд, обнаружил на крошечных частичках ледяной пыли многочисленные сложные органические молекулы… …газообразный водород из гидротермальных источников превра...
Раскрыт секрет синего цвета фруктов
Давно известно, что черника и другие ягоды в действительности содержат только красные красители в мякоти и кожуре. Но тогда откуда берется такой красивый сине-голубой цвет черники и голубики? Ученые решили присмотреться к поверхности кожуры ягод черн...
Почему у собак глаза темнее, чем у волков
У большинства домашних собак глаза темно-коричневые. А вот если мы посмотрим на волков, то увидим другую картину — их глаза ярко-желтые. Куда же делся ярко-желтый волчий цвет? Этим вопросом задались японские ученые и решили докопаться до истины.
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.