Интермедиат Криге: прибавление в семействе

А.А. Вакулка

Ровно год назад (см. «Химию и жизнь», 2012, № 8) наш журнал рассказал о том, что группа английских и американских исследователей впервые «поймала» первый и простейший интермедиат Криге («Science», 2012, 335, 6065, 204—207, doi: 10.1126/science.1213229).

Напомним, что эта группа неустойчивых молекул, которая образуется при озонировании, то есть реакции с озоном непредельных органических соединений. Предполагают, что предсказанная Рудольфом Криге более 60 лет назад малоустойчивая молекулаR1(R2)COO оказывает влияние на атмосферу и, как следствие, на климат. Она чрезвычайно быстро вступает в реакции со многими соединениями, после чего образуются аэрозоли, способствующие похолоданию. Спустя год той же группой ученых получен другой представитель этого семейства интермедиатов («Science», 2013, 340, 6129, 177—180, doi: 10.1126/ science.1234689).

На этот раз ученые из США, Великобритании и Гонконга получили интермедиат, формула которого — CH3(H)COO. Используя синхротрон третьего поколения, ученые смогли не только подтвердить существование малоустойчивой частицы, но также изучить некоторые особенности химической активности нового интермедиата. Кстати, это изомер уксусной кислоты CH3COOH. Состав обоих молекул абсолютно идентичен, а вот свойства совершенно разные.

Интермедиат CH3(H)COO существует в виде двух пространственных модификаций: син-CH3(H)COO (а) и анти-CH3(H) COO (b). Модификации отличаются расположением метильной группы CH3- в пространстве относительно одного из атомов кислорода:

pic_2013_08_27.jpg

В изомере (а) метильная группа расположена по одну сторону от связи С—О, а в изомере (b) по разные стороны. Возможно, что есть и другие промежуточные, но малоустойчивые состояния молекулы CH3(H)COO, которые не могут быть зафиксированы.

Как и в случае с активной частицей H(H)COO, полученной год назад, ученые проверили, каким образом новый интермедиат взаимодействует с водой, диоксидом серы SO2 и диоксидом азота NO2 — то есть с веществами, которые присутствуют в атмосфере. Ведь есть данные, что в последние годы среднегодовая температура воздуха некоторых индустриально развитых районов планеты (например, окраин Шанхая и Северо-Восточного Китая) не повышается, а снижается. Есть предположение, что виновники этого — интермедиаты Криге.

Из двух изомеров антимодификация оказалась более активной по отношению к воде и диоксиду серы. Реакция интермедиата с водой имеет особенно большое значение: поскольку ее в тропосфере намного больше, чем диоксида серы или азота, взаимодействие с водой наиболее вероятно. Эта реакция увеличивает концентрацию в атмосфере гидроксильных радикалов OH и пероксида водорода H2O2. (Гидроксильный радикал — также очень важное действующее лицо, ведь его действие сходно с действием интермедиата Криге.) В результате реакции интермедиата CH3(H)COO с диоксидом азота и диоксидом серы образуются серная H2SO4 и азотная HNO3 кислоты. В свою очередь, присутствие этих кислот (особенно серной) способствует конденсации паров воды в виде тонкодисперсных аэрозолей. А последние, как уже говорилось, поглощают световое излучение и снижают температуру.

Кроме важнейшего практического значения, исследование интермедиатов Криге имеет и огромное теоретическое. Благодаря новым результатам подтвердился механизм озонирования непредельных углеводородов и пополнились знания о кинетике этих реакций. Неизвестно только, будут ли другие, более сложные представители ряда интермедиатов Криге более устойчивыми.

Возможно, следующим «поймают» диметилпроизводное — CH3(CH3)COO, у которого нет пространственных изомеров, в отличие от CH3(H)COO. Затем надо бы сравнить устойчивость разных интермедиатов и понять, какой из представителей семейства наиболее распространен в атмосфере индустриальных районов и сильнее всего влияет на нее. Кроме этого, как заявил Крейг Татьес, необходимо больше узнать о том, как интермедиаты взаимодействуют с диоксидом серы, поскольку это главный источник аэрозолей.

Исследования международной группы ученых вызвали живой интерес. Так, после сообщения в журнале «Science» в 2012 году о первом зафиксированном интермедиате Криге, практически через год, в том же «Science» ученые из Тайваня опубликовали статью о его инфракрасном спектре. Это дало дополнительную информацию о некоторых особенностях строения самого простого интермедиата — ведь инфракрасный спектр позволяет определять геометрию простых молекул и даже некоторые особенности их электронного строения. Но главное, статья способствовала появлению новой концепции тепловых процессов в атмосфере. Заговорили не только о перегревании земли за счет парникового эффекта, но и о ее охлаждении за счет действия некогда загадочного интермедиата Криге.

Как часто бывает, главное действующее лицо, немецкий физик Рудольф Криге, так и не узнало, насколько важной оказалась предсказанная им частица.