Не снимет всех проблем багаж обширных знаний

А.Ю. Рабкина

Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто.

М.Лауэ

pic_2006_02_54.jpg

В издательстве «Академкнига» вышла книга М.М. Левицкого «О химии серьезно и с улыбкой» (2005 г., 288 с.). Основная идея книги, отраженная в эпиграфе, — меньше заучивать, больше размышлять. Поэтому автор пытается не научить (о химии серьезно пишут в учебниках) и не позабавить (на это есть псевдо- и околонаучные сенсации), а увлечь читателя. Причем не разноцветными фейерверками, яркими изменениями окраски растворов, мгновенной кристаллизацией и другими эффектными явлениями, которыми так богата химия. Речь идет о той красоте, которая скрыта внутри науки.

Кому-то кажется, что в химии все решает правильно поставленный эксперимент. Это не так, поскольку исследование представляет собой сочетание знания, логики и интуиции. Иногда с помощью несложных рассуждений можно обнаружить неизвестные ранее соединения или предсказать структуру новых молекул. Существуют даже задачи, правильное решение которых удается найти без постановки опытов, а исключительно с помощью размышлений и минимальных вычислений. Бывают случаи, когда перед экспериментом необходимо решить логическую задачу, иначе результаты эксперимента не сообщат ничего интересного. Именно об этом рассказывает первая глава «Не снимет всех проблем багаж обширных знаний».

Автор как будто тренирует читателя и почти перед каждым рассказом о химической проблеме разбирает простую логическую задачу, чаще на бытовую тему, после чего переходит к химии. Из сухих научных фактов получились увлекательные, а часто и детективные истории, поскольку рассказ о важных химических открытиях построен на тех наблюдениях или незначительных на первый взгляд деталях, которые и привели ученого к важным выводам. Порой сами химические элементы становятся почти одушевленными объектами со сложной драматической судьбой, полной соперничества: «Яркий лидер с блеском проходит короткую дистанцию, но постепенно выдыхается, его начинает обгонять тот, кто маячил долгое время у лидера за спиной».

В главе «Исследуем то, что стало привычным» предметом исследования (в химическом аспекте) становятся поэтические произведения, язык химиков и даже школьный учебник химии. А вы знаете, что ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, чем пахнет изо рта человека, съевшего чеснок? Или что в конце XIX века на газовые горелки стали надевать колпачки из солей тория (они быстро нагреваются до белого каления и дают яркий белый свет), которым до сих пор так и не нашли достойной замены. Освещение у нас теперь другое, а вот в туристических примусах используют почти те же элементы.

Автор, кстати сам давно работающий в Институте элементорганических соединений, призывает не отделять искусственно химию от других наук, а показывает, насколько результативным может быть ее сочетание с математикой и физикой. Попробуйте, например, топологически превратить тело человека в эмблему концерна «Мерседес», а потом догадайтесь — как все это связано с химией? А потом попробуйте угадать, зачем химику может понадобиться теория графов.

Естественное продолжение идеи «симбиоза» естественных наук — глава «И химик, и физик, и биолог…». В ней — о трезвом научном подходе к любой информации. Только он поможет разобраться в потоке псевдонаучных сведений, которыми нас снабжают газеты, радио и телевидение. В помощь нам дают четко сформулированные черты научного мышления. Оно не берется из воздуха, а создается хорошим образованием, научной работой, долгими размышлениями и внимательным отношением к истории науки.

Книга получилась занимательной, но не легковесной. Разделы, посвященные реакциям последовательного замещения, соотношению циклических изомеров, а также многие другие, требуют вдумчивого и сосредоточенного чтения. Правда, и там встречаются небольшие образные отступления и живописные примеры.

И наконец, в главе «Ирония науке не помеха» — рекомендации, как стать знаменитым в химии, как правильно сделать стендовый доклад, а также варианты создания таблицы Менделеева, приспособленной к бытовым потребностям. Ну и, конечно, абсолютный хит: как составлять гороскоп и определять характер по таблице Менделеева (его можно также найти в одном из апрельских номеров нашего журнала. — Примеч. ред.). Главное тут — ориентироваться на химические и физические свойства. К примеру, если вы принадлежите к группе благородных металлов, то это значит, что вы легко переносите жизненные невзгоды, не теряете самообладания в трудных ситуациях (химическая стойкость), добры и благородны…

Так увлекательно о химии не писали давно.

Кандидат химических наук
А.Ю. Рабкина

Разные разности
Раскрыт секрет синего цвета фруктов
Давно известно, что черника и другие ягоды в действительности содержат только красные красители в мякоти и кожуре. Но тогда откуда берется такой красивый сине-голубой цвет черники и голубики? Ученые решили присмотреться к поверхности кожуры ягод черн...
Почему у собак глаза темнее, чем у волков
У большинства домашних собак глаза темно-коричневые. А вот если мы посмотрим на волков, то увидим другую картину — их глаза ярко-желтые. Куда же делся ярко-желтый волчий цвет? Этим вопросом задались японские ученые и решили докопаться до истины.
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.