«Химия и Жизнь», Сентябрь 2002

В номере:

«Государство, которое не хочет кормить своих ученых, будет кормить чужих»
Платэ Н.А.
  Документ
Что значит сегодня наука для общества, каким должен быть государственный взгляд на эту уникальную и бесценную отрасль человеческой деятельности? На эту тему рассуждают вице-президент РАН Н.А.Платэ и премьер-министр Великобритании Тони Блэр.
О значимости науки
Блэр Т.
  Документ
Вавилонская башня биологии, или Зачем биологам общий язык
Каменский А.А.
Только на биологическом факультете МГУ около 30 кафедр, выпускающих исследователей различных биологических профилей. А ведь специалистов, родственных биологам, готовят и на других факультетах МГУ - географическом, геологическом, физическом, химическом, психологии, фундаментальной медицины. Неудивительно, что биологи "разного разлива" порой плохо понимают друг друга.
О равноправии соавторов
Куликова О., Шеховцов А.
Как писать фамилии соавторов, чтобы никому не было обидно?
Человек и лягушка
Тирас Х.П.
Экспериментальная работа с животными — «зона риска» для человека. В первую очередь это связано с необходимостью лишать жизни подопытных животных. Мысли об этом никогда не оставляют биолога-экспериментатора, и бомба замедленного действия в его сознании может «взорваться» с совершенно непредсказуемыми последствиями.
Эволюция против деградации
Попов В.П., Крайнюченко И.В.
О правомерности применения принципов классической энтропии к системам живых организмов.
Квантована ли энтропия?
Майков В.П.
В современном естествознании довольно часто обсуждается проблема триединства вещества, энергии и информации. Учитывая же, что информация тесно связана с энтропией, можно говорить о физическом единстве вещества, энергии и энтропии. Но не возникает ли при этом логического противоречия?
Атом — вечный двигатель
Бутюгин А.В.
  Из писем в редакцию
Стекло сегодня
В России на отопление помещения определенной площади расходуется примерно в три раза больше энергии, чем в Скандинавских странах: половина энергии теряется через стены, половина — через окна. Обе эти проблемы можно решить с помощью стекла.
Гормон железа
Найден гормон, регулирующий содержание железа в организме, но пока только у мыши. Однако по значимости эту работу уже сравнивают с открытием инсулина.
Черная лента смерти
Бактерии, вызывающие заболевание кораллов «черная лента» (black band disease) попали в поле зрения ученых с геологического факультета Иллинойского университета (США).
Вернется ли малярия в Россию?
Соколова М.И.
Сейчас, как и десятки лет назад, в России есть все природные и климатические условия для распространения малярии. Достаточно ли их, чтобы малярия возродилась?
Клетки в клетке
Литвинов М.
Следующие две статьи - также о малярии, о ее распространении и методах борьбы с ней.
Малярия — современные подходы
Литвинов М.
О расах, нациях, дяде Сэме и Одессе-маме
Всем известно, что человечество принято делить на расы и нации — как с позиций сугубо научных (биологических), так и социальных. Правда, последнее не всегда совпадает с первым. Кажется, здесь тот самый случай, когда пора договориться о терминах.
Судьба обезьяны
  Расчеты
Ученые из Полевого музея (США) попытались вычислить, когда же жил общий предок современных приматов.
Тернистая дорога к ДНК
Мэддокс Д.
Приближается большой научный юбилей — полвека открытия двойной спирали ДНК. Опубликованная в 1968 году книга «Двойная спираль» Джеймса Уотсона, одного из открывателей ДНК, побудила Джона Мэддокса, в то время главного редактора «Nature» поделиться с читателями журнала своими соображениями о ней.
«Грузокультовые» науки
Фейнман Р.
«Люди верят в такое множество чудес, что я решил выяснить, почему они во все это верят. И моя страсть к исследованиям завела меня в такие дебри, где я почувствовал, что вся эта мура подступает к горлу». Ричард Фейнман
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»
Орехов Ю.
Горькие размышления переводчика по поводу веселой книги Ричарда Фейнмана.
Кислотная жизнь
О простейших, живущих в кислой среде.
Последняя битва старого и матерого галактического рейнджера-истребителя Сидорова Евгения Олеговича
Варфоломеев Е., Марьин О.
Вечное дитя
  Жертва науки
«Аксолотль» — «слуга воды» у ацтеков.

05.05.2020 17:00:00

Смартфон может незаметно передавать секретные сведения посторонним через неучтенную разработчиками прореху на границе между столом и смартфоном. Как же это может быть? Ответ в ходе серии экспериментов получили исследователи из Вашингтонского университета.

29.04.2020 17:00:00

Загадочное внезапное похолодание, случившееся на планете 13 тысяч лет назад, не устает привлекать внимание климатологов. Сейчас есть двое подозреваемых: ледниковое озеро Агассис и кометы, упавшие в Северной Америке. Теперь же, стараниями ученых из Геологической службы США, возник третий участник драмы – ледниковое озера Миссула, катастрофически опорожнившееся в Тихий океан.