Бадан — чай из слоновьего уха

Н. Ручкина
pic_2024_03_48-1.jpg

Судьба лекарственных растений складывается по-разному: одни официальная медицина отвергает, другие признает. Бадану повезло, его включили в Фармакопею СССР, несмотря на отсутствие клинических испытаний. Впрочем, их до сих пор нет.

Бадан принадлежит к семейству Камнеломковые (Saxifragaceae). Семейство включает 48 родов и 775 видов, из которых 32 вида приходится на бадан, по-научному Bergenia. Так род назвали в честь немецкого врача и ботаника Карла Августа фон Бергена (1704–1759).

Все бергении — многолетние травянистые растения с толстым корневищем и крупными, до полуметра в диаметре кожистыми листьями. Из-за их размера и формы бадан прозвали «слоновьим ухом» и «кожаной капустой».

Цветки у баданов белые, розовые или пурпурные, собраны в кисти, вознесенные на длинные стебли. Яркие цветки жизненно необходимы растениям, чтобы привлекать насекомых-опылителей. Людей они тоже привлекают, поэтому баданы — азиатские растения — привезли в Европу, где с удовольствием выращивают для украшения садов и парков.

А еще разные виды бадана издавна применяют в народной медицине. Последователи унани, аюрведы, традиционной китайской медицины пользуют пациентов препаратами из листьев и корневищ. Отварами и настоями лечат заболевания почек и мочевого пузыря, сердца, селезенки, печени и легких. Это жаропонижающее, кровоостанавливающее, обезболивающее и противовоспалительное средство. Пастой из корневищ обрабатывают фурункулы, раны и ожоги, смазывают места вывихов. Жители Тибета мажутся свежерастертыми листьями бадана, защищаясь от солнечных ожогов. Бадан помогает при диарее, лихорадке, инфекционных и паразитарных заболеваниях — малярии, лейшманиозах и трипаносомозах. Это антигельминтное средство.

Кашель, увеличенная селезенка, бельмо на глазах — все это поводы полечиться баданом. В Индии порошок из высушенных корней вдыхают, чтобы унять сильное чихание. В этой стране предпочитают бадан язычковый (B. ligulata), который входит в состав аюрведического препарата пашанбхеда. Его принимают для растворения камней в почках и мочевом пузыре. Так же используют и другие виды бадана. Ученые даже предполагают, что собирательное название растений «камнеломки» происходит не от того, что они растут на скалах и образуют в них трещины, а потому что препараты из них растворяют почечные камни.

Среди видов, которые использует традиционная медицина Индии, Непала и Китая, называют также бадан Стретчи B. stratecheyi, бадан реснитчатый B. ciliata, бадан гималайский B. himalaica.

В Китае в клиниках традиционной медицины применяют бадан пурпурный B. purpurascens и даже включили его в Фармакопею Китайской Народной Республики. Обычно используют корневище, потому что другие части растения не исследовали. Экстракты бадана пурпурного входят в состав таблеток, сиропов и других составных препаратов. Их назначают для лечения диареи, дизентерии, внутренних и внешних травматических кровотечений, кашля при туберкулезе и бронхите и других заболеваний.

Китайские медики лечили таблетками B. purpurascens пациентов с воспалением и язвами пищевода и за пять лет вылечили 88,7% больных. О контрольных группах исследователи не сообщают, механизмов действия не знают.

А у нас в России свой бадан, толстолистный, B. crassifolia. Он растет на Алтае, в Саянах, окрестностях Байкала и в Забайкалье, Приморском крае и образует густые заросли, порой занимающие сотни гектаров.

pic_2024_03_49-1.jpg
Бадан толстолистный

Официальная российская медицина признает только корневища как кровоостанавливающее, вяжущее, противовоспалительное и противомикробное средство. Его экстракт действительно подавляет рост некоторых бактерий, в том числе синегнойной палочки и условно-патогенных кишечных бактерий Proteus spp., а также стафилококков, в том числе золотистого, микрококков и энтерококков. В российской народной медицине настоями корневища бадана лечат простуду, гастрит, энтероколит, головную боль и лихорадку; заболевания ротовой полости: пародонтоз, стоматит, гингивит и кровоточивость десен.

Однако корневище, по-видимому, не единственная целебная часть бадана. Многие публикации подтверждают эффективность листьев. Посвящены они, правда, мышам и крысам, зато с ними бадан толстолистный творит чудеса. Экстракт его листьев излечивает грызунов от воспалений, в том числе облегчает течение артрита; выступает в качестве гепатопроектора, диуретика и лекарства от язвы желудка; защищает нервные клетки от гипоксии. На крысах же подтвердили способность экстракта листьев растворять камни из оксалата кальция.

А еще экстракт листьев подавляет аппетит у крыс, сидящих на высококалорийной диете и страдающих ожирением, — они съедали на 40% меньше, чем контрольные особи. В общем, если бы у крыс была собственная Фармакопея, они бы туда непременно включили баданы вообще и бадан толстолистный в частности.

Людям отвар листьев бадана издавна известен как монгольский, сибирский или чигирский чай. Бадан — вечнозеленое растение, и его молодые листья действительно зеленые. Пережив зиму, они становятся коричневыми, перезимовавшие дважды — черными. Именно их предпочитают заваривать на Алтае. В зеленых листьях 10–20% дубильных веществ, а в черных — прошла природная ферментация, танинов стало меньше и вкус у такого напитка мягче.

Чигирский чай действует как адаптоген — бодрит, укрепляет и успокаивает. Его пьют при простуде. Причем, в отличие от большинства адаптогенов, он не повышает давления, а несколько его снижает, расширяя сосуды. Адаптогенное действие бадана проверено на животных. Крысы, 10 дней получавшие чигирский чай, могли пробежать по беговой дорожке на 30% дольше, чем участники контрольной группы, а мыши почти в два раза дольше плавали.

Листья и корневища близки по составу биологически активных веществ, и это здорово, потому что корневища растут медленно, а новые листья появляются каждый год.

pic_2024_03_49-2.jpg
Корневище бадана язычкового

Сейчас известно более сотни биологически активных соединений бадана: флавоноидов, полисахаридов, терпенов, фенольных соединений, танинов. О танинах мы уже говорили. В корневищах их еще больше, чем в листьях, их содержание с возрастом увеличивается и доходит до 28%. Недаром бадан используют как вяжущее средство.

Зеленые листья бадана — богатейший источник гликозида арбутина. Его применяют в косметологии, потому что арбутин подавляет действие фермента тирозиназы, участвующего в синтезе пигмента меланина. Медики тоже испытывают арбутин, пока на животных. Он снижает количество, интенсивность и частоту кашля у кошек, действует на крыс как мочегонное, мышам помогает при язве желудка.

Еще одно важное соединение бадана — флавоноид бергенин. Считается, что бергенин заживляет ожоги и язвы, защищает печень и нервные клетки, помогает при аритмии, служит противовоспалительным, противодиабетическим и иммуномодулирующим средством. Много исследований посвящено действию чистого бергенина. В клиниках народной медицины его используют для облегчения кашля, выведения мокроты и при воспалениях.

Бергенин в 1929 году впервые выделил из корней бадана толстолистного знаменитый советский химик Алексей Евгеньевич Чичибабин. Позже его обнаружили в других видах бадана и даже в растениях, относящихся к другим семействам. Сейчас известно 112 таких растений.

Бергенин образуется в растениях из галловой кислоты в ответ на абиотические и биотические стрессы. Это ему бадан во многом обязан своими лекарственными свойствами. К сожалению, клинических исследований бергенина пока нет, хотя этот флавоноид вызывает у исследователей большой интерес.

pic_2024_03_50.jpg
1 — Арбутин
2 — Бергенин
3 — Галловая кислота

Тем не менее в официальную медицину B. crassifolia попал благодаря эффективности и безопасности, что подтверждено длительным традиционным использованием.

Корневища бадана толстолистного рекомендуют принимать по две столовые ложки трижды в день. В продаже есть корневища и чигирский чай. В Институте общей и экспериментальной биологии СО РАН разработали препарат «Бадатон», полученный экстракцией 60%-ным водным этанолом из черных (перезимовавших) листьев бадана.

Однако мы ждем клинических испытаний, расшифровку механизма действия бадана и результаты исследования новых видов: фармакологические свойства доказаны только для девяти видов бадана из 32.

pic_2024_03_48-2.jpg