Технология волшебной палочки

В.Д. Киселев
(«ХиЖ», 2018, №9)

Давняя идея универсального преобразователя есть во многих сказочных сюжетах — о Золушке, Снежной королеве, Незнайке в Солнечном городе, Гарри Поттере и его учителях. Даже у Стругацких в «Понедельник начинается в субботу» есть предмет со странным названием «умклайдет». Волшебная палочка в руке у персонажа часто имеет вид тяжеленного посоха, острого меча, мела судьбы, простого карандаша, джойстика или клавиатуры, шлема дополненной и виртуальной реальности, а иногда герои-новаторы просто машут руками или щелкают пальцами с четкой словесной формульной инструкцией, как вариант: «Трах-тибидох». Примеров много: Морозко, Гэндальф, Персей, Тимур, Ванька Жуков, Нео, Морфеус, Тринити, разнообразные геймеры и многие-многие другие путешествующие во времени и пространстве, в информационных и технологических мирах. От размера предмета технологическая суть волшебной палочки не меняется, она – универсальный решатель и преобразователь в сложной проблемной ситуации, она – рабочий инструмент героя-исследователя, оснащенный соответствующим методологическим аппаратом.

pic_2018_09_58.jpg
Художник С.Тюнин

Введение

На втором-третьем шаге путешествия искателя новых познаний часто караулят «драконы»: проклятие размерности и чудовищно увеличивающаяся неопределенность. Для их преодоления нужно иметь кем-то ранее подготовленные методические указания. Такие корректные и сбывающиеся сценарии раньше, когда время текло медленно и сдвиги социальной парадигмы происходили за три-четыре поколения, готовили любимые бабушки и дедушки, феи-крестные, разнообразные вожди, значительно реже — наши молодые родители (см. «Жизненные циклы буратинологии», «Химия и жизнь», 2018, 7).

Однако что делать, когда таких сценариев нет и не ожидается, когда смена парадигм в разных предметных областях и на смежных социальных уровнях происходит чаще, чем за одно поколение? В теории это называется «провести процесс стратегирования дальнейшей деятельности», метафорой же процесса может служить пушистая елка. Впрочем, для тех, у кого нет надобности об этом думать, процесс может никак не выглядеть. Чем больше предметных отраслей, с которыми взаимодействует человек, тем его елка будет пышней и гуще, при этом требуется найти оптимальный путь через многочисленные ветви. Глядя на елку проблем, кажется, что нельзя объять необъятное, что только узкая или очень узкая специализация даст значимый результат, пригодный для применения на практике.

pic_2018_09_59-1.jpg

Привычный процесс стратегирования

Однако методологи утверждают, что можно елку свернуть и превратить ее в палку. Для этого требуется на каждом из четырех уровней составить наборы необходимых и достаточных эталонных архетипических полей, которые не привязаны к конкретным предметным областям. Тогда останется только перемещаться по оставшемуся от елки стволу — вверх-вниз, влево-вправо, назад-вперед. Можно добавить еще разнообразные вращения вокруг собственной оси, начало движения или его остановку. Вот, собственно, и все. Немного. Практически для любых видов человеческой деятельности на всех четырех уровнях возможны такие стратегические свертки.

pic_2018_09_59-2.jpg

Процесс стратегированияч при помощи «волшебной палочки»

Большинство наших коллег конкретно-предметны, чтобы сохранить для них содержательную информацию следует переформулировать поле эталонных исследовательских проблем в терминологии выбранного и заявленного коллегой исследовательского вопроса. Пример сказочного исследовательского вопроса для героя-исследователя: «Надо ли мне идти туда — неизвестно куда, искать то — неизвестно что, надо ли возвращаться с эдаким счастьем и есть ли у меня шанс сохранить свою буйную голову после успешного завершения проекта?» Бытовой пример исследовательского вопроса: «Приведет ли покупка этого неизвестного мне дорогущего продукта к существенному улучшению моей жизни? Стоит ли овчинка выделки?» Поле проблем в рамках этого исследовательского вопроса: «Продукт дорогой, денег нет, а очень хочется!», «Неизвестный продукт, а вдруг для меня он опасен?», «Хочется навести справки о продукте, а спросить не у кого (некогда, негде, нет физической возможности)!» Пример поля эталонных проблем для социума – в статье «Магический кристалл для царя» (см. «Химию и жизнь», 2018, 8).

Если формулировка проблемы, выбранной из поля эталонных проблем, герою-исследователю ясна, то далее происходит формулирование поля эталонных задач в терминах этой исследовательской проблемы. Остановимся на проблеме «Продукт дорогой, денег нет, а очень хочется!» Поле задач: «Надо без денег приобрести товар хотя бы во временное пользование, пусть дадут попробовать здесь и сейчас», «Надо найти того, с кем товар можно приобрести в складчину», «Надо понять, как умыкнуть», «Надо смирить свои желания», «Надо получить по частям или аналог продукта». Вариантов таких тризовских задач немного, у Г.С.Альтшулера в его знаменитой веерной матрице «Таблица применения приемов разрешения технических противоречий» их всего четыре десятка.

Если формулировка выбранной задачи герою-исследователю ясна, происходит формулирование поля эталонных решений в терминах предметной области выбранной эталонной задачи. Примеры полей эталонных решений можно посмотреть в статье «Старуха и море» (см. «Химию и жизнь», 2018, 3). Старуха бессознательно, но вполне успешно, опираясь на классические инструменты, предложенные конфликтологами Робертом Стенбергом и Кеннетом Томасом с Ральфом Килменном, предложила старику и Золотой рыбке череду таких решений.


Ресурсы для героя

Деятельность сказочного персонажа должна заканчиваться неким продуктом — это либо товар (который можно потрогать руками; он отделим от личности сказочного героя, его можно накапливать и складировать, например, та же волшебная палочка), либо работа (оказываемая услуга, которая заканчивается созданием товара, например постройкой летучего корабля), либо услуга (которая неотделима от сказочного героя, имеет личностно окрашенные свойства, которую нельзя накапливать, созданием товара она не завершается, например, дельные советы Бабы-яги), либо идеологема (устойчивое знание или эвристика для дальнейших действий, например лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»).

Чтобы достичь результата, нужны ресурсы. У сказочного героя-исследователя часто есть очень ограниченный набор ресурсов или только право доступа к ним. Это время (как правило, плавное и однонаправленное), пространство (как правило, ограниченное «миром людей»; плоское и без разрывов, реже трехмерное или многомерное), инструменты и расходные материалы (лук, стрелы, конь, волшебная палочка, книга, электронный шлем и другие атрибуты); энергия, если говорить про физические ресурсы — энергии солнца, ветра, воды, земли, если про экономические ресурсы — финансовые инструменты как первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженности по текущим операциям), так и вторичные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, валютные свопы). Есть еще психологические ресурсы героя-исследователя: межличностные отношения (плохие или хорошие, определяемые взаимными ролями и статусами), информация (часто отрывочная, противоречивая и недостаточная), технологии (в рамках заявленной сказочной социально-экономической парадигмы) и личные способности.

Континуальный набор типов ресурсов позволяет делать формулировки исследовательских вопросов, исследовательских проблем, задач и решений каноническими (по единому формату — ВПМЭЛИТД), так как при их формулировании используются одни и те же термины: время (В), пространство (П), материалы (М), энергии (Э), люди (Л), информация (И), технология (Т), деятельность (Д). Составив такое решение можно, как по мановению волшебной палочки, получить оценку ситуации, порой удивительную.

Применим эту методику для анализа «Красной Шапочки». В ней мама девочки не явно, но решает такой исследовательский вопрос: «Можно ли (Т) без угрозы для жизни моего маленького ребенка (Л) передать (Д) пирожки (М) далеко (П) и одиноко (Л) живущей бабушке (Л)?» Отсюда для нее возникает исследовательская проблема: «Доверчивая (Л) девочка (Л) пойдет (Д) через лес (П), но там ей обязательно встретится (Д) опасный волк, людоед и обманщик (Л)!» Задача следует такая: «Надо доходчиво (Т) объяснить (И) дочке (Л) и убедиться (И), что она поняла (И) — нельзя разговаривать (Д) с незнакомцами (Л) и сходить с намеченного пути (П), нельзя быть чересчур доверчивой (Л)». Решение мамы, если обнаружится, что девочка ее не поняла: «Пойти (П, Д) к бабушке (Л) самой (Л) и не рассчитывать (Т) на случайно проходящего охотника (Л)». Чтобы привести ресурсы, заявленные мамой Красной Шапочки, к каноническому виду надо составить таблицу. Из нее видно немало интересного. Прежде всего, мама живет вне времени (0) и драйверов физических изменений (0), они оказываются «слепыми пятнами». Самое главное для нее — человеческий фактор (12); чуть менее значима конкретная человеческая деятельность (5). Привязка к пространству (4), информации (3) и технологиям (3) для нее важна, но не так сильно, а пресловутые пирожки (1) — вообще не ценность. Возникает гипотеза: девочка, вероятно, копия мамы, просто не могла не заговорить с волком, ведь для нее личностные отношения тоже очень важны, уж важнее ориентации во времени и пространстве. Попутно напрашивается закономерный вопрос: «Если пирожки для мамаши ничего не значат, то зачем она директивно послала свою неподготовленную малютку на верную смерть?»


Построение заклинания

Каждый из перечисленных ресурсов может иметь более тонкую настройку, свои производные. Время (В) – конкретный момент, например, 18:23, 24 сентября 2018 года; временной интервал (В’) — со вторника по пятницу; частота (В’’) — раз в неделю. Пространство (П) — точка А на карте; маршрут (П’) на карте из А в Б; (П’’) — трехмерный ландшафт, отображенный на виртуальной географической карте. Материалы (М) — конкретный мобильный телефон; телефоны с таким же брендом (М’); товарная категория мобильных телефонов разных брендов (М’’) и так далее. Эти ресурсные производные создают свойства фрактальности.

При помощи таблицы, в которой собраны воедино ресурсы героя-исследователя, можно не только относительно четко сформулировать его ценности, но и предложить относительно адекватные внешним вызовам цели желательных изменений в рамках наблюдаемого эпизода сказки.


Ресурсы мамы Красной Шапочки

Тензор полей (для мамы красной шапочки)

Ресурсные инфраструктуры

Физические

Психологические

Время

Пространство

Материалы

Драйверы изменений, энергии

Люди

Информация

Технологии

Драйверы изменений, деятельность

Исследовательский вопрос

-

1

1

-

3

-

1

1

Исследовательская проблема

-

1

-

-

3

-

-

2

Задача

-

1

-

-

3

3

1

1

Решение

-

1

-

-

3

-

1

1

Итого заявлено ресурсов:

0

4

1

-

12

3

3

5


Ценности — это стационарные состояния героя, в ценность нахождения в которых он верит, не всегда доказательно и объективно. Примеры ценностей таковы: презумпция невиновности для подсудимого, компетентность для нанимаемого работника, быть начальником для карьериста, порядочность для партнера, социальная ответственность для бизнеса, дружба для друга, коллективизм для команды, индивидуализм для влюбленного, любовь для супруга, комфорт для отдыхающего, здоровье для больного. И еще праздность и эгоизм — их принято называть отрицательными ценностями. Стационарное состояние определяет идентичность человека: невиновный, компетентный, начальник, партнер, друг... С развитием сюжета идентичность героя может поменяться как в положительном, так и в отрицательном смысле: вспомним Высоцкого: «Если друг оказался вдруг»… Все зависит от целей, которые ставит перед собой человек.

Цели — это изменения текущего состояния на желаемое: столбовая дворянка хочет стать царицей, а позже и владычицей морской; принц — нищим; одинокий витязь Руслан – семейным наследником престола; узник замка Иф — свободным графом Монте-Кристо; голый и мокрый владелец кота – маркизом Карабасом.

Смена идентичности целеполагающего героя – это его диалектический переход на качественно новый для себя уровень, обратимое преобразование количества в качество. Так, время для героя – состояние (В=) (сейчас и регулярно) может поменяться на состояния (СиВ+) или (СиВ-), соответственно, всегда или никогда. Пространство для героя — состояние (П=) (здесь) меняется на состояния (СиП+) или (СиП-), соответственно, везде или нигде. Материалы для героя – состояние (М=) (конкретно такие материалы) меняется на состояния (СиМ+) и (СиМ-), соответственно, любые или никакие. Драйверы физических изменений (энергии) для героя – состояние (Э=) (есть в наличии) меняется на состояния (СиЭ+) или (СиЭ-), соответственно, беспредельны или обнулились. Человеческие контакты для героя – состояние (Л=) (есть постоянный круг общения) меняется на состояния (СиЛ+) или (СиЛ– соответственно, качественно изменились или прекратились. Информация для героя – состояние (И=) (есть некоторая необходимая постоянная информация) меняется на состояния (СиИ+) или (СиИ-), соответственно, информация существенно расширилась или схлопнулась. Технологии для героя – состояние (Т=) (есть актуальные технологии) меняется на состояния (СиТ+) или (СиТ-), соответственно, технологии существенно изменились или деградировали. Драйверы психологических изменений (например, мотивация деятельности) для героя – состояние (Д=) меняется на состояния (СиД+) или (СиД-), соответственно, появилась сверхмотивация или драматическая демотивация.

Для примера разберем школьный пример, отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк». Цифрами в кодах обозначены: 1 – сам пророк, 2 –Бог, 3 – люди.

Как труп (Л1=) в пустыне (П1=) я (Л1=) лежал (Д1=).

И Бога (Л2=) глас ко мне (Л1=) воззвал (СиИ1+):

«Восстань (СиД1+), пророк (Л1=), и виждь (СиД1+), и внемли (СиД1+),

Исполнись (СиД1+) волею моей (СиИ1+, СиТ1+, СиИ2+, СиТ2+)

И, обходя (Д1↑↑) моря (П1↑↑) и земли (П1↑↑) ,

Глаголом жги (И1↑↑, Т1↑↑, Д1↑↑) сердца (Л3↑) людей (Л3↑)».

Наблюдая эту формулу, можно заметить смысловые акценты, присутствующие в строчках стихотворения. Время (0), материалы (0) и энергии (0) не заявлены, присутствует только пространство (3). Упор сделан на социальное (8) и деятельное (8), в меньшей степени – на информационное (3) и технологическое (3). Для поэта в этом отрывке более важен сам процесс, нежели то, о чем, как и где будет сказано пророком. А по сути, в тексте речь идет про позитивную смену идентичности героя, выведение его из исходного пассивного состояния.

Ситуации с мамой Красной Шапочки и в шести строках стихотворения Пушкина – одинаковы. Описано начало путешествия героя. Удивительно, но и профили, полученные по формуле ВПМЭЛИТД практически совпадают. Самыми важными для мамы и Александра Сергеевича оказались параметры: люди, их деятельность и пространство, менее важными – информация и технология.

Матрица ценностей и целей нормализует используемые исследователем формулировки, приводит их к простой канонической форме. Например, любую заявленную проблему можно свернуть в противоречие: чего-то нет или не получается, а очень желательно. Матрица позволяет обнаружить ресурсы, заявленные в явной или скрытой форме, оценить, избыточны они, достаточны (в рамках существующей нормы) или дефицитны. При этом все типы ресурсов для живого и здорового героя-исследователя одновременно не могут быть дефицитными, следовательно, остальные ресурсы есть в количестве достаточном или даже избыточном; то есть они дешевые для обмена.

Вот, скажем, человек решил поехать в путешествие и пришел в туристическое бюро. Какие ресурсы у него есть? Деньги. Он хочет обменять на отсутствующие у него ресурсы: время отдыха (две недели в бархатный сезон), пространство (отель на первой линии побережья), приятные люди (за обеденным столом и на пляже), новую интересную информацию (полученную на экскурсии) и предпочтительную деятельность (загорание и купание в море). Остается произнести формулу-заклинание: «Э1→В2, Э1→П2, Э1→Л2, Э1→И2, Э1→Д2», и волшебство превращения в курортника свершилось.

А вот маг-алхимик занимается своей многотрудной исследовательской деятельностью, поиском технологии производства из ртути, которая у него в избытке, в золото, которое у царя-заказчика постоянно в дефиците. Формула будет такая: (Д1 и В1)→(Т1 и Э1)→М1→М2→Т2→Д2. Если маг —опытный волшебник, то он, по методу Ходжи Насреддина, станет расходовать отпущенное ему время крайне экономно, магическим образом обеспечив себе многолетнее безбедное существование. А при известной удаче получится настоящее волшебство, надо только в формулу ввести еще один член, промежуточный материал М’ между М1 и М2. Такие случаи бывали в истории — способ изготовления мейсенского фарфора нашел Иоганн Бёттгер, именно придворный алхимик саксонского курфюрста Августа. За неспособность получить золото из ртути Бёттгер попал в заключение, а там и научился смешивать и обжигать каолин. Став фарфором. эта глина дейцствительно обратилась в золото.

Между прочим, если вернуться к сказке о Красной Шапочке, то можно заметить одну странность: никому неизвестна судьба пирожков. А ведь именно пирожки — это единственный имеющийся в распоряжении героини ресурс. По идее, она должна была откупиться от волка пирожками, причем один из них мог и вовсе быть отравленными. То есть они могли быть еще и ресурсом обороны. Если бы волк действовал по канону, менял свой избыточный ресурс силы на явно отсутствующие у него пирожки, то все бы закончилось благополучно для героев сказки. Но он зачем-то упорно, петляя по лесу, уходил от пирожков и приближался к бабушке. Таким образом, похоже, что пирожки выполняют еще и функцию скрытой волшебной палочки, только никто, включая сказочника, не знает, как ею пользоваться. Волк, видимо, догадывается о наличии волшебной палочки, однако не понимает, что это пирожки, и отправляется туда, куда волшебная палочка точно будет доставлена, надеясь в ходе беседы с посыльным — Красной Шапочкой — выяснить подробности. В этом проявляется важный феномен, связанный с волшебной палочкой: многим желание заполучить ее не позволяет сообразить, что предмет вожделения находится в буквальном смысле перед глазами.

Если же герой-исследователь завладел волшебной палочкой, то у него не существует неразрешимых проблем. Такой герой типовыми способами свернет свое исследовательское поле, определит матрицу целей и ценностей, составит список ресурсов, и у него автоматически возникает синергетическое решение для любого затруднения: избыточные ресурсы (дешевые для него, но дорогие для оппонентов) он поменяет на дефицитные (дорогие для него, но дешевые для оппонентов). Все будут довольны и счастливы, так как совершили покупку по цене меньшей, чем оценивали для себя стоимость приобретенного продукта.



Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 9/2018) на с. 58 — 61.

Разные разности
Мозг — предмет темный
В 2014 году стартовал десятилетний международный проект BRAIN. Он ставил перед собой заоблачную цель — полностью картировать мозг человека. Полного картирования пока не получилось, только отдельных фрагментов, и в 2022 году было о...
Китай обставил США
В начале XXI века США лидировали в подавляющем большинство исследований в области прорывных технологий. Однако на исходе первой четверти XXI века ситуация резко изменилась. На первое место в мире по научному вкладу в большинство передо...
Пишут, что...
…согласно новой оценке, растения по всему миру поглощают примерно на треть больше CO2, чем считалось ранее… …скорость измерения «вибрационного отпечатка» молекул с помощью рамановской спектроскопии увеличена в 100 раз…. …бедствие в виде...
Прозрачная мышь
Раствор, делающий живую кожу обратимо прозрачной, создали биоинженеры и материаловеды. Исследователи в эксперименте втирали водный раствор тартразина в пузико лабораторной мышки. И этот участок кожи через несколько минут превращался в прозрачный иллю...