«Химия и Жизнь», Февраль 2016

В номере:

Обновление периодической системы завершено
  Научный комментатор

Тридцатого декабря 2015 года рабочая группа Международного союза по теоретической и прикладной химии (IUPAC) выпустила коммюнике, в котором констатировала, что, изучив все опубликованные в литературе данные относительно синтеза химических элементов 113, 115, 117 и 118, совместная комиссия IUPAC и группа Международного союза по теоретической и прикладной физике (IUPAP) подтверждают то, что синтез элементов был проведен и заявки их создателей-первооткрывателей на приоритетность открытия соответствуют критериям признания, сформулированным IUPAP/IUPAC в 1991 году.

Ястребова С.Б.

Оптогенетика — метод исследования возбудимых клеток, использующий белки-опсины, которые встраиваются в мембрану клетки и активируются светом (отсюда «опто»). Чтобы встроить фотоактивируемые протеины в мембраны нейронов, приходится привносить в нейроны гены родопсинов, полученные из других организмов, отсюда «генетика». В 2015 году оптогенетика отметила свой десятилетний юбилей. За это время эффективный инструмент изучения нервной системы окреп и получил ряд применений, которые изначально были недоступны.

Рисовать электросхемы станет легче
Курамшин А.И.
Любой профессиональный проектировщик электрических схем, как, впрочем, и любитель электротехники, хотел бы иметь возможность нарисовать электрическую схему на бумаге, стене или ткани обычной шариковой ручкой. Благодаря результатам работы канадских ученых под руководством Юнь Яна («ACS Nano», 2015, doi: 10.1021/acsnano.5b05082) эти мечты вскоре могут сбыться.
Топливо из рыбьих потрохов
Курамшин А.И.

По самым приблизительным оценкам, в результате переработки рыбы, креветок и прочих морепродуктов в пищевой промышленности ежегодно образуется 64 миллиона тонн отходов. Возможно, все эти отходы — потроха и головы — можно будет превратить в доходы, а точнее, в похожее на уголь вещество, которое называется «гидроогарок» («Energy Fuels», 2015, doi: 10.1021/acs.energyfuels.5b01671).

Порошок железа заменит бензин
Курамшин А.И.

Результаты исследования группы из канадского Университета Макгилла под руководством Джеффри Бергторсона («Applied Energy», 2015, 160, 368— 382, doi: 10.1016/j.apenergy.2015.09.037) позволяют предположить, что порошки металлов, полученные с применением чистых источников энергии, станут более вероятной заменой нефти и газу, чем водород, биотопливо или аккумуляторы.

prev_2016_02_10-1.jpg

Правда ли, что медь — первый металл технологической цивилизации? Как получали и получают медь? Где используют медь? Что делает медь в организме человека? Чем хороша и чем опасна медная посуда? Что можно сделать с наночастицами меди? Как вырастить монокристаллы меди? Как повысить прочность меди? Как связаны медь и графен? Используют ли медь как катализатор химических реакций? Какие побочные продукты образуются при производстве меди? Когда и где началось производство меди? Что такое Каргалы? Связаны ли Аркаим и Каргалы? Что такое бронза? Что такое латунь? Что такое мельхиор?

Глушко В.Н.
В 70-­х годах прошлого столетия, после того как Чарльз Педерсен открыл простой способ синтеза краун­-эфиров, эти вещества были занятной диковиной в химии органических соединений — красивые молекулы, структурные формулы которых напоминают снежинки или ожерелья (их и назвали от англ. crown — корона). Сегодня с их помощью лечат и диагностируют заболевания, очищают окружающую среду, конструируют молекулярные машины и приборы для передачи энергии или хранения информации.  >>
Фролова С.
Первыми соединениями, полученными с помощью установки в ИРЕА, были дибензо­-21­-краун­-7 и дибензо­-18­-краун-­6 («Химическая технология», 2013, 7, 412—419; «Наукоемкие технологии», 2013, 3, 5—10). Основой синтеза стали химические реакции, предложенные Чарльзом Педерсеном. Но перед тем как отправить реагенты в реактор, процесс доработали, подобрали нужные растворители, устранили побочные реакции и лишь затем запустили производство.
Ерошин Алексей
Гугл-пес повертелся на месте, опустил голову и смущенно вильнул хвостом. Игорь уставился на бетонный забор и тихо чертыхнулся. Опять он повернул не туда. Вторая за двадцать минут ошибка виртуального проводника — это нонсенс. «Сгинь!» — приказал Игорь, и пес растворился. Его место заняла надпись: «Навигатор 3.0 поможет найти дорогу к успеху! Всего за 499.99»  >>
Вагнер Виктор
  Мысли о будущем
«Будущее уже здесь, оно только распределено не слишком равномерно», — сказал Уильям Гибсон. О ростках будущего, которые можно найти в настоящем, читателям «Химии и жизни» рассказывает Виктор Вагнер, программист-разработчик фирмы «Postgres Professional», автор фантастического романа «Дети пространства».  >>

Совершенствуя свои жилища, оснащая их водопроводом, канализацией и бытовой техникой, человек создает множество новых экологических ниш, в которых уютно себя чувствуют микроорганизмы. Проникают они в дом легко, а избавиться от них практически невозможно, хотя порой очень хотелось бы. Остается лишь изучать непрошеных соседей и постоянно мыть, чистить, драить все эти приспособления, предназначенные облегчать нам жизнь.

Кофе вареный и пареный
  Что мы пьем

Способов приготовления кофе великое множество. Однако все их можно разделить на две большие группы: заваривание в воде или пропускание через слой кофе небольшого количества горячей воды под давлением (эспрессо). В обоих случаях кофе используют обжаренный и молотый, и в дальнейшем, говоря о кофе, мы будем иметь в виду именно такой.

prev_2016_02_28.jpgВ истории деятельности Игнобелевского комитета было несколько случаев, когда премию мира давали за то, что можно назвать «работы по созданию нелетального оружия». Вот, например, премию 2000 года присудили Британскому военно-морскому флоту. В том году офицеры флота на одном из кораблей из-за сокращения бюджета придумали новый метод тренировки артиллеристов. Те выполняли все положенные телодвижения: открывали затвор пушки, помещали внутрь снаряд, наводили на цель. Но не стреляли, а в соответствующий момент громко кричали: «Бух!»

Вопросы - ответы

Химиков по­-прежнему волнуют вечные вопросы, включая вроде бы мелкие и ясные, давно вошедшие в школьные учебники. Например — почему металлический натрий, как и другие щелочные металлы, взрывается в воде. Этот эксперимент учителя в школах, да и в университетах, всегда приберегают на десерт, потому что кусочек металла, мечущийся в воде в сопровождении грома и пламени, впечатляет всех.

Вопросы - ответы
Графен, очаровавший физиков и химиков в начале XXI века, сегодня стремительно обзаводится родней — двумерными материалами­решетками толщиной в один атом («Химия и жизнь, 2015, 10). Уже появились «графен» из кремния — силицен (2010), из фосфора — фосфорен (2014) и из германия — германен (2014). Наконец в августе 2015 года «Nature» объявил о создании станена — сетки из атомов олова толщиной в один атом.  >>
  Вопросы - ответы

Самый совершенный химический заводик — это обычная живая клетка. Здесь все химические реакции катализируют ферменты — вещества, клеткой же и производимые. Поэтому химики все чаще прибегают к помощи микроорганизмов, чтобы синтезировать то или иное вещества.

Вопросы - ответы

Год назад, в январе 2015­го, американские исследователи из Северо­Восточного университета в Бостоне объявили, что открыли новый природный и очень мощный антибиотик — теиксобактин («Nature», 2015, 517, 455—459, doi: 10.1038/nature14098, «Химия и жизнь», 2015, 2). Казалось бы, что здесь такого особенного? Антибиотиков полно, стоит заглянуть в аптеку. Однако это событие действительно необычное.

Вопросы - ответы
Как возникла жизнь на Земле? Могли ли ее занести на нашу планету кометы? Да и как вообще появилась жизнь во Вселенной? Эти вопросы не оставляют в покое ученых и конечно же — химиков, которые не оставляют попыток добраться до кометного вещества.  >>
О птичках, зеках и альтруизме
Рубина С.
  Математюры

Начало современной теории игр положил венгеро-американский математик Джон фон Нейман, опубликовав в 1944 году книгу «Теория игр и экономическое поведение». Ее стали применять в экономике, социологии, политологии; позже, после публикации работ моего любимого Джона Мейнарда Смита, этот метод пустили в ход и биологи. Одной эволюцией дело здесь не ограничилось, метод помог найти ответы и на некоторые философские вопросы.

Баранова А.В.

Колоссальный разрыв между наукой и практической медициной заключается вовсе не в невозможности масштабного применения персонализированных медицинских технологий и не в высокой стоимости сложного оборудования, а в том, что наука и медицина работают в принципиально разных системах координат. Ученые выявляют общие закономерности патогенеза, объединяющие больных со сходными картинами заболевания в одну группу. Практикующий врач работает с индивидуальными случаями этого же заболевания.

Ястребов С.А.

Главная статья Гая Генри Фаже вышла в свет в ноябре 1943 года — неудивительно, что эффект от нее затерялся в грохоте происходивших тогда великих сражений. Между тем открытие, которое сделал Фаже, без преувеличения спасло много миллионов человеческих жизней. Он научился лечить проказу — страшную болезнь, которая тысячелетиями воспринималась как пожизненный приговор для всех пораженных ею.

Белые начинают и проигрывают

Летом и осенью, когда паковые арктические льды тают, белые медведи вынуждены сходить на сушу и искать себе пропитание, конкурируя при этом с постоянными обитателями этих мест, бурыми гризли. В межвидовых конфликтах с белыми медведями гризли безусловно доминируют. Есть несколько предположений, почему белые медведи отступают от ценной пищи при явном физическом преимуществе. Одно из объяснений заключается в том, что гризли и белые медведи живут по разным расписаниям.

Что можно сделать в нынешней ситуации, чтобы обеспечить относительно нормальную жизнь большинству и возможность заниматься наукой бесконечно тонкой прослойке? Ответ очевиден: учебников физики должно быть два и оба они должны быть увлекательнее, чем нынешние. Один из них должен быть бытоориентированным и давать знания по физике, необходимые в повседневной жизни, другой же – для тех, кто глубже интересуется физической картиной мира и планирует заниматься наукой по-настоящему.

Конфет на свете великое множество, но самые парадные и дорогие — шоколадные. А самые роскошные из них, шоколадные из шоколадных, безусловно, трюфели: особый шоколадный крем (ганаш), обсыпанный порошком какао или покрытый шоколадной глазурью.  >>
Истратова И.
Аля закрыла глаза, чтобы доспать двадцать минут, но тут Шашка заинтересовалась одеялом. Тронула лапой свисающий уголок — одеяло, вздрогнув, отдернулось. Судорожно сползло с Али и прижалось к стене. Аля потянула его обратно — одеяло упиралось и тряслось. Окаянная кошка совсем его зашугала!  >>
О катализе всерьез
Калия О.Л., Темкин О.Н.
  Из писем в редакцию

Статья А.А.Вакулки «Рассказ о катализе» («Химия и жизнь», 2015, № 10) претендует на изложение определенной концепции сегодняшнего состояния науки о катализе и путей ее развития. Нас побудило написать эту заметку ошибочное, по нашему мнению, отражение в статье положения дел в этой серьезной науке, одном из важнейших драйверов развития химии и жизни.

В погоне за точностью
Статья Лошмидта «О размерах молекул воздуха» была опубликована в 1865 году в журнале «Sitzungsberichte der kaiserlichen Akademie der Wissenschaften Wien». Он исходил из кинетической теории газов и плотности жидкого воздуха. Однако впервые жидкий воздух был получен Луи Кальете и независимо Раулем Пикте лишь в 1877 году, поэтому Лошмидту пришлось оценивать нужную величину, исходя из свойств других веществ, известных и в виде жидкости, и в виде газа. Как он это сделал?  >>

07.08.2020 16:00:00

Планета Проксима b не случайно привлекает пристальное внимание астрономов. Ведь сразу после ее открытия выяснилось, что это почти Земля: массу оценили в 1,3 земных, причем расположена планета в обитаемой зоне, где возможна жидкая вода. Теперь же к расследованию присоединился точнейший спектрограф ESPRESSO.

07.07.2020 18:00:00