В номере:
Что делают лауреаты Нобелевской премии после того, как становятся лауреатами? После церемонии награждения, банкета, Нобелевской лекции, после публичных выступлений, пресс-конференций, интервью — всего того, что один из наших лауреатов иронично назвал «годом болтовни», — как жить дальше и чем заниматься, когда самая высокая вершина позади?
Безусловный лидер последних месяцев — кишечная палочка с шестью нуклеотидами в ДНК вместо четырех. Не так эффектно на вид, как собака Баскервилей, но, по сути, куда более удивительно.
Растения, подпорченные вредителями, выделяют специфические летучие вещества, которые служат сигналом тревоги для незараженных пока соседей того же вида. Восприняв этот сигнал, растения готовятся к предстоящему нападению, синтезируя защитные соединения. Подобная система защиты описана для нескольких десятков видов, в каждом случае и сигнальные, и защитные соединения прекрасно известны, однако в этих схемах не хватает важнейшей детали: они не объясняют, как именно неповрежденные растения воспринимают летучие соединения.
Среди бактериальных токсинов наиболее распространены и многочисленны порообразующие токсины. Среди порообразующих токсинов есть обширное подсемейство аэролизинов. Их синтезируют бактерии семейства Aeromonas, патогенные для рыб и амфибий и условно патогенные для млекопитающих (у людей они вызывает диарею). Однако белки со сходной последовательностью есть и у других организмов, причем не только у бактерий.
Что такое бериллий? Много ли бериллия на Земле? Откуда берется бериллий? Правда ли, что рудой для получения бериллия служат драгоценные камни? Как бериллий влияет на здоровье? Как получают бериллий из руды? Зачем бериллий в сплавах? Что такое бериллиевые окна? Где больше всего применяют бериллий? Нужен ли бериллий меломанам? Нужен ли бериллий астрономам? Что такое «бериллиевое излучение»? Зачем бериллий в ядерной технике? В каком гигантском устройстве нельзя обойтись без бериллия?
Кальцит, природный карбонат кальция CaCO3 — один из самых распространенных минералов и чемпион минерального царства по разнообразию внешнего облика. Это качество кальцита связано с его необыкновенной живучестью: он отлично чувствует себя в огромном диапазоне физико-химических условий и поэтому встречается почти в любой геологической обстановке.
Социальная нейронаука, о которой мы уже писали (см. «Химию и жизнь», 2013, № 11), пытается найти связь между протеканием нервных процессов и поведением отдельных людей или животных в конкретных ситуациях. Это проблемы, в значительной степени пришедшие из социальной психологии. Однако за ними маячат вопросы, интересующие и другие общественные науки, которые изучают не отдельных людей или малые группы, а функционирование всего общества.
Здесь продолжается история о способах организации такого далекого от нас типа социальности, который демонстрируют муравьи. То, что мы вынужденно описываем общими словами, метафорически говоря о свойствах человеческой цивилизации (разделение труда, строительство крупных сооружений, сельское хозяйство, животноводство, дороги и обмен между обществами...), у муравьев имеет совершенно иную природу, чем у нас — и нам трудно понять рассказ о животных нашей планеты.
На конкурсе «Любимое животное человека» гиены вряд ли доберутся до финала. Вот если бы они были не такие крупные и агрессивные, не жрали падаль и голос бы имели поприятнее... Природа щедра. Зверь, отвечающий всем этим запросам, существует: земляной волк Proteles cristatus — самая маленькая гиена в мире.
Лето — время обзаводиться потомством для всего живого, а для любителей природы — время самых интересных наблюдений. В этом номере мы публикуем два коротких рассказа нашего постоянного автора: о серьезном, ответственном двоеженце и о печальной судьбе трутня.
Желание так и сяк повертеть слово, посмотреть, что у него внутри, — это естественное желание хомо сапиенса, хомо любопытствующего, удивляющегося, интересующегося...
Из этого желания родился феномен палиндрома.
Также, как всегда, в номере: "Пишут, что...", "Короткие заметки", "Книги".