«Химия и Жизнь», Март 2008

В номере:

Большое столкновение
Мотыляев А.
В апреле этого года под Женевой будет запущен Большой адронный коллайдер. Энергия столкновения адронов будет в миллионы раз больше, чем при термоядерном синтезе.
Русские трубы для ЦЕРНа
Данилов П.
Создание уникальных бериллиевых труб для одного из детекторов Большого адронного коллайдера — лишь один из примеров участия отечественных ученых в этом международном проекте.
Ловушка физиков — XXI
Эксперименты, которые пройдут на Большом адронном коллайдере должны ответить на пять фундаментальных вопросов, волнующих современных физиков и проверить, правильно ли физики представляют себе устройство нашего мира.
Проблемы и методы науки
Ценные результаты с дешевым геномом
Мы опубликовали ответы ученых на «вопрос года»: «Что бы вы сделали, если бы уже сегодня можно было секвенировать последовательность ДНК, равную по длине человеческому геному, всего за 1000 долларов?»
Ресурсы
В защиту нитратов и фосфатов
Минеев В.Г., Болышева Т.Н.
Существует широко распространенное мнение, будто в землю не обязательно добавлять минеральные удобрения, а самое экологичное и правильное — это только натуральная органика. Однако наука утверждает, что времена, когда это было возможно, давно ушли в прошлое.
Плодородие без гумуса и удобрений
Тарханов О.В.
Давно известно: если на одном и том же месте много лет подряд выращивать сельскохозяйственные растения, урожаи снижаются. Почему это происходит и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?
Ювелирные металлы
Исторически основными ювелирными металлами были золото, серебро и платина. Однако известны и особые случаи, например, алюминий, который в середине позапрошлого века был очень даже ювелирным металлом.
Нанотехнологии как национальная идея
Эрлих Г.
Сейчас мы постоянно слышим о нанотехнологиях как о приоритетном направлении российской науки. Парадокс заключается в том, что нанотехнологическая революция, о необходимости которой говорят с высоких трибун, базируется на нанонауке, в которой нет ничего революционного.
Нано по-американски
Американские специалисты считают, что видимые изменения от грянувшей нанотехнологической революции мы заметим после 2015 года. Пока что американцы довольствуются вполне простыми и обыденными вещами вроде непахнущих синтетических носков с наночастицами серебра.
ИХЭД — лаборатория в саквояже
Резникова О.И., Вельков В.В.
Иммунохроматографическая экспресс-диагностика, особенно количественная, позволяет проводить вне лаборатории анализы на очень высоком уровне. А новые методы диагностики, внедренные в практику, — это новый этап в истории медицины.
Материалы для ремонта человека
Уорден Кейт
В настоящее время одним из наиболее эффективных способов лечения тяжелых заболеваний считается пересадка органов. У этого метода, однако, есть серьезный недостаток — нужны ткани и органы для трансплантации. Поэтому в последнее время активно разрабатываются искусственные медицинские устройства.
Алюмоводородная энергетика
Шейндлин А.Е.
Проблемы водородной энергетики можно решить с помощью другого энергоносителя - например,алюминия.
Устройства алюмоводородной энергетики
Алексеев С.
В обозримом будущем большую энергетику все-таки не заменят ни водородная, ни алюминиевая. Однако есть неплохие ниши, где новые технологии дадут полезный эффект.
Энергия порционно
Литвинов М.
Какими бы ни были разногласия среди ученых о причинах и прогнозах потепления, ясно, что этот процесс идет и сам по себе, скорее всего, не остановится. Какую стратегию разумно применить в этой ситуации?
С кем поведешься
Паравян Н.А.
Не приукрасил свой рассказ «Лупленый Бочок» Виталий Бианки: зайчонок, попав на воспитание к дворовой собаке, действительно перенимает многие ее повадки.
Непростые ответы на простые вопросы
Сливочное масло
Сливочное масло, состоящее на 60–80% из молочного жира, – совершенно уникальный продукт. Хотя полиненасыщенных жирных кислот в нем в 20 раз меньше, чем в растительном, зато есть легкоусвояемые жирные кислоты, которых в растительных маслах практически нет.
Проблемы и методы любви
Что значит быть женщиной
Почему мы, говоря о животных и растениях, употребляем слова «женский» и «мужской», «самец» и «самка»? Простая ли это аналогия, банальный антропоморфизм — или в делении всего живого на дам и джентльменов есть глубокий биологический смысл?

04.02.2023