![]() |
1. «Mark 900» — батарея топливных элементов фирмы «Ballard Power Systems»
|
Один из мировых лидеров в разработке твердополимерных топливных элементов для экологически чистого наземного транспорта (батареи мощностью до 280 кВт) — канадская фирма «Ballard Power Systems», созданная в 1979 году. Она уже предоставила свою продукцию (рис. 1) фирмам «Daimler-Chrysler», «Ford Motor», «GM», «Honda», «Hyundai», «Nissan», «Volkswagen», «Toyota» для испытания в их автомобилях. Более того, «Ballard Power System» и «Daimler-Crysler» сделали и успешно испытали несколько образцов городского автобуса и автомобиль (рис. 2) на водородных топливных элементах. Для развития и внедрения этой технологии в 1997 году создано совместное предприятие XCELL-SIS («Daimler Chrysler» — 51,5%, «Ford Motor» — 21,8% и «Ballard Power Systems» — 26,7% акций) со стартовым капиталом 1 млрд. долларов и задачей за четыре-пять лет наладить промышленное производство водородного транспорта: легковых автомобилей, автобусов, грузовиков.
Евросоюз выделил Исландии 60 млн. евро, чтобы она в ближайшие 5–10 лет перешла на водородное топливо, — эта страна станет своего рода полигоном. Газовые трубы, теплотрассы и котельные уйдут в прошлое — энергия станет производиться прямо на заправочных станциях или в квартирах из воды. Отходы будут состоять только из воды...
Австралийское правительство объявило тендер на проведение технико-экономического исследования: можно ли использовать водород в качестве основного вида топлива в национальной энергетике. Итоговый документ должен быть представлен до 31 августа 2003 года. Предварительные результаты будут рассмотрены на международной конференции по водородной энергетике в мае.
Эстонское правительство выделило 218 тыс. евро на разработку стационарных топливных элементов на твердых оксидах (SOFC). Подрядчиком контракта стала созданная в 2001 году частная фирма «Elcogen AS», которая вложила в проект еще 300 тыс. евро. В работах примут участие специалисты Национального института химической физики и биофизики, а также Института химической физики университета Тарту. Разрабатываемые топливные элементы предназначены для электро- и теплоснабжения жилых домов и небольших коммерческих и промышленных предприятий. В качестве топлива планируется использовать природный газ.
В ежегодном обращении к нации 28 января 2003 года президент Буш объявил о выделении дополнительных 1,2 млрд. долларов на развитие водородной энергетики и топливных элементов. Новая инициатива, получившая название «Freedom Fuel», рассчитана на пять лет и призвана кардинально снизить зависимость США от импорта нефти. Главные усилия в этот период будут направлены на коммерциализацию автомобилей на топливных элементах. В 2002 году на эти цели уже было выделено 500 млн. долларов. Таким образом, суммарный бюджет программы развития водородной энергетики «Freedom Car and Fuel» составит в США в ближайшие пять лет 1,7 млрд. долларов. Помимо топливных элементов программа включает весь комплекс технических вопросов, связанных с производством, хранением и доставкой водородного топлива.
В декабре 2002 года «Toyota» и «Honda» вручили премьер-министру Японии ключи от первых серийных автомобилей на топливных элементах. Г-н Коидзуми лично опробовал машины обеих фирм. По его словам, они мало отличаются в управлении от обычных, но практически бесшумны. Почти одновременно «Honda» поставила аналогичные автомобили мэрии Лос-Анджелеса. Стоимость машин пока еще в 40 раз превышает цену на их аналоги с двигателями внутреннего сгорания.
![]() |
2. Пилотные образцы автомобилей с топливными элементами: «Necar-5» («Daimler-Chrysler») и «Jeep-400» («Ford»).
|
Редакция благодарит зам. директора ИВЭПТ РНЦ «Курчатовский институт» С.В. Коробцева и зав. отделом ГНЦ РФ НАМИ профессора, д.т.н. В.Ф. Каменева за помощь в подготовке этого материала