Процесс пошел

(«ХиЖ», 2003, №4)
pic_2003_04_12-1.jpg
1. «Mark 900» — батарея топливных элементов фирмы «Ballard Power Systems»

Один из мировых лидеров в разработке твердополимерных топливных элементов для экологически чистого наземного транспорта (батареи мощностью до 280 кВт) — канадская фирма «Ballard Power Systems», созданная в 1979 году. Она уже предоставила свою продукцию (рис. 1) фирмам «Daimler-Chrysler», «Ford Motor», «GM», «Honda», «Hyundai», «Nissan», «Volkswagen», «Toyota» для испытания в их автомобилях. Более того, «Ballard Power System» и «Daimler-Crysler» сделали и успешно испытали несколько образцов городского автобуса и автомобиль (рис. 2) на водородных топливных элементах. Для развития и внедрения этой технологии в 1997 году создано совместное предприятие XCELL-SIS («Daimler Chrysler» — 51,5%, «Ford Motor» — 21,8% и «Ballard Power Systems» — 26,7% акций) со стартовым капиталом 1 млрд. долларов и задачей за четыре-пять лет наладить промышленное производство водородного транспорта: легковых автомобилей, автобусов, грузовиков.

Евросоюз выделил Исландии 60 млн. евро, чтобы она в ближайшие 5–10 лет перешла на водородное топливо, — эта страна станет своего рода полигоном. Газовые трубы, теплотрассы и котельные уйдут в прошлое — энергия станет производиться прямо на заправочных станциях или в квартирах из воды. Отходы будут состоять только из воды...

Австралийское правительство объявило тендер на проведение технико-экономического исследования: можно ли использовать водород в качестве основного вида топлива в национальной энергетике. Итоговый документ должен быть представлен до 31 августа 2003 года. Предварительные результаты будут рассмотрены на международной конференции по водородной энергетике в мае.

Эстонское правительство выделило 218 тыс. евро на разработку стационарных топливных элементов на твердых оксидах (SOFC). Подрядчиком контракта стала созданная в 2001 году частная фирма «Elcogen AS», которая вложила в проект еще 300 тыс. евро. В работах примут участие специалисты Национального института химической физики и биофизики, а также Института химической физики университета Тарту. Разрабатываемые топливные элементы предназначены для электро- и теплоснабжения жилых домов и небольших коммерческих и промышленных предприятий. В качестве топлива планируется использовать природный газ.

В ежегодном обращении к нации 28 января 2003 года президент Буш объявил о выделении дополнительных 1,2 млрд. долларов на развитие водородной энергетики и топливных элементов. Новая инициатива, получившая название «Freedom Fuel», рассчитана на пять лет и призвана кардинально снизить зависимость США от импорта нефти. Главные усилия в этот период будут направлены на коммерциализацию автомобилей на топливных элементах. В 2002 году на эти цели уже было выделено 500 млн. долларов. Таким образом, суммарный бюджет программы развития водородной энергетики «Freedom Car and Fuel» составит в США в ближайшие пять лет 1,7 млрд. долларов. Помимо топливных элементов программа включает весь комплекс технических вопросов, связанных с производством, хранением и доставкой водородного топлива.

В декабре 2002 года «Toyota» и «Honda» вручили премьер-министру Японии ключи от первых серийных автомобилей на топливных элементах. Г-н Коидзуми лично опробовал машины обеих фирм. По его словам, они мало отличаются в управлении от обычных, но практически бесшумны. Почти одновременно «Honda» поставила аналогичные автомобили мэрии Лос-Анджелеса. Стоимость машин пока еще в 40 раз превышает цену на их аналоги с двигателями внутреннего сгорания.

pic_2003_04_13.jpg
2. Пилотные образцы автомобилей с топливными элементами: «Necar-5» («Daimler-Chrysler») и «Jeep-400» («Ford»).

Редакция благодарит зам. директора ИВЭПТ РНЦ «Курчатовский институт» С.В. Коробцева и зав. отделом ГНЦ РФ НАМИ профессора, д.т.н. В.Ф. Каменева за помощь в подготовке этого материала

Разные разности
Белая подруга
В многочисленной березовой семье не без урода. Есть в ней необычные деревья — белоствольные, но низкорослые, извилистые и с большими наростами. Однако это именно тот случай, когда вся красота спрятана внутри, потому что это — карельская бер...
Почему заржавел Марс?
Что придает Марсу ржаво-красный цвет? За это должна отвечать какая-то форма оксида железа. Но вопрос — какая именно? Действительно, железо в изобилии присутствует в марсианских породах, и оно могло окислиться, заржаветь. Однако оксидов железа мн...
Противоестественная эволюция
Если сравнить фотографии носорогов, сделанные за последние полтора столетия, то бросается в глаза, что рога носорогов стали заметно меньше. Почему такой поворот эволюции? А потому, что в нее вмешался человек.
Люблю грозу в начале марта
Помните у Тютчева: «Люблю грозу в начале мая,/ Когда весенний, первый гром…»? Фёдор Иванович написал эти строки 197 лет назад. Но за два прошедших столетия многое изменилось. Сегодня строки Тютчева нуждаются в редактуре по существу и должны звуч...