«Химия и Жизнь», Июнь 2000

В номере:

Синтетические металлы
Марихин В.А.
  Проблемы и методы науки
Можно привести немало примеров, когда случайная ошибка экспериментатора приводила к крупному научному открытию. Так в 1971 году профессор Токийского технологического института Хидеки Широкава дал своему аспиранту задание синтезировать полимер ацетилена. Однако аспирант по ошибке добавил в реакционную смесь в 1000 раз больше катализатора, чем требовалось по методике, в результате чего вместо темного порошка получил роскошную пленку с металлическим блеском. Так впервые синтезировали полимеры со свойствами металлических проводников.
ДНК - вычислитель
  Проблемы и методы науки
Еще десять-двадцать лет, и новому поколению программистов придется учить биохимию, сотрудники сервисных служб вооружаться автоматическими пипетками и штативами с пробирками, пользователи оденутся в белые халаты, а "Майкрософт" и "Эппл" будут уничтожены беспощадными конкурентами - производителями биохимического оборудования и реактивов, такими как "Эппендорф" и "Амершам".
Мы с тобой одной крови, или Генетическое Монте-Карло
Травин А.А
  Проблемы и методы любви
Когда два любых человека, живущие в одной стране, женятся, то это в действительности все равно брак между отдаленными (иногда очень отдаленными) родственниками. А с точки зрения исторической эволюции братство всех людей на Земле - неопровержимый генетический факт.
Ядерные привидения Арктики
Куликова О., Шеховцов А.
Получается, что пока наши "зеленые" нападают на наши же подводные лодки, Северный Ледовитый океан становится сточной ямой "Общеевропейского дома". Пока еще не стал, но Гольфстрим-то не остановишь!
Круговорот проблем в природе
Артамонова В.
Ситуация, сложившаяся на карельской реке Кереть, - это экологическая бомба, причем из опыта Норвегии известно, что бомба эта взрывается и осколки ее могут разлететься далеко.
Проклятие фараонов на кухне
Афонькин С.Ю., Дунаев Ю.
Фараоновы муравьи назойливы и бесцеремонны, они вполне могут быть переносчиками опасных заболеваний, так как любят не только сладкое, но и трупы животных. Поэтому не исключено, что у вас в сахарнице окажется муравей, пару дней назад пировавший на дохлой мыши в подвале.
Тайна сныть-травы
Гребенников В.С.
Микроскопическая личинка, едва коснувшись тела работяги-муравья, пришедшего на сныть за сладким лакомством, прицепляется к волоскам его тела, едет на нем в муравейник, а там переползает на муравьиную личинку. После цикла превращений из нее выходит не муравей, а взрослая эвхаритида.
Лавровишня
Мазуренко М.Т.
Лавровишня - не только лекарственное растение. Она прижилась в сухих и сильно загазованных южных городах, поэтому ее разводят как декоративный кустарник в Крыму, на Кавказе, на юге Украины и в Средней Азии.
Медицина, которая выводит
Пациенты с острыми отравлениями составляют пятую часть всех жертв несчастных случаев. Их больше, чем инфарктников, а смертельных исходов при отравлениях больше, чем при ДТП. Так что объект для приложения усилий врачей имеется, и в избытке.
Агат и его загадка
Кантор Б.З.
С древности и поныне он - самый любимый декоративный камень резчиков и ювелиров, материал для произведений искусства и милых украшений.
Четыре жизни академика Баева
Скулачев В.П.
  Портреты ХХ века
Академик Александр Александрович Баев, за отпущенные ему судьбой 90 лет, прожил не одну, а четыре жизни.
Как это было
Берендеев К.

27.06.2022 16:00:00

…самцы паука-ткача после спаривания катапультируют со скоростью 65 см/сек., чтобы самка не успела его съесть…

…чемпионы по фиксации углерода — не растения, а почвенные бактерии, которые делают это в 20 раз быстрее…

…под полом собора Парижской Богоматери ученые обнаружили десять саркофагов, которые были похоронены между XIV и XVIII веками…

21.06.2022 14:00:00

Команда французских ученых выяснила, что обычные муравьи, живущие в лесу, могут различать по запаху здоровые и раковые клетки человека.

17.06.2022 14:00:00

Исследователи из Университета Бристоля придумали сенсорное устройство, с помощью которого можно снимать тревогу. Попросту, это — подушка, которая дышит. Ты ее обнимаешь и успокаиваешься.

16.06.2022 13:00:00

В коллекции Эрмитажа есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет, найденных на Северном Кавказе больше ста лет назад. Археолог Н.И. Веселовский, который сделал эту находку, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

15.06.2022 17:00:00

Соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте.