Технологии и материалы

(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_06.jpgНедалек тот час, когда появятся новые устройства, следящие за состоянием организма, еще более компактные, удобные, чем,например, фитнес-трекеры. Собственно, они уже есть, и недавно мы рассказывали читателям о том, как они передают информацию с поверхности тела или даже из глубины его. А теперь поговорим о материалах, из которых сделаны эти устройства — от гибкой биосовместимой оболочки и микрокапиллярных систем до биохимических сенсоров и гибкой электроники, оперативно передающей результаты анализа на смартфон или планшет.
(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_02.jpgИлон Маск обещал через четыре года вывести на рынок устройство для прямой передачи информации из мозга, альтернативу речевой коммуникации. Насколько это серьезно?

(«ХиЖ» 2017, №5)
prev_2017_05_06-2.jpgЗубная эмаль — уникальный композитный материал, созданный природой. Она достаточно жесткая, чтобы зубы могли измельчать и перетирать все виды пищи, и при этом прочная. Многие пытались получить синтетический материал с подобными свойствами, но повторить инженерное решение природы пока никому не удавалось. После многочисленных проб и ошибок исследователи из США и Южной Кореи все же создали материал, который можно назвать точной копией прочнейшей биологической ткани.  >>
(«ХиЖ» 2017, №5)
prev_2017_05_02.jpgМожно ли с помощью микроскопа разглядеть атом, отличить его от другого атома, проследить за разрушением или образованием химической связи и увидеть, как одна молекула превращается в другую? Да, если это не простой микроскоп, а атомно-силовой. А можно и не ограничиваться наблюдением. Мы живем в то время, когда атомно-силовой микроскоп перестал быть просто окном в микромир. Сегодня этот прибор можно использовать для перемещения атомов, разрушения химических связей, изучения предела растяжения одиночных молекул — и даже для исследования генома человека.

Тищенко С.В., Донцова М.В.
(«ХиЖ» 2017, №4)
prev_2017_04_11.jpgВ повседневной жизни мы постоянно имеем дело с кристаллами — соль и сахар есть в каждом доме. Однако нас не интересует строение этих кристаллов, и мы спокойно растворяем их в супе или кофе. В пущинском Институте белка РАН кристаллизуют биомолекулы для изучения их пространственной структуры. Это непростая задача: получение кристаллов молекулы белка или РНК балансирует на грани науки и искусства, а информация, которую можно получить с помощью таких кристаллов, чрезвычайно важна: структура биомолекул — ключ к их тайнам.
Наумов А.В.
(«ХиЖ» 2017, №4)
prev_2017_04_08.jpgРовно семьдесят лет назад, в 1947 году, произошло историческое событие, которое определило дальнейшее развитие цивилизации вплоть до ее современного состояния — с компьютерами, сотовыми телефонами, Интернетом, в общем, со всем тем, что называют технической основой информационного общества. Это событие — изготовление первого точечного транзистора. Его собрали американские физики Уолтер Браттейн и Джон Бардин, работавшие в компании «Bell Telephone Laboratories». Подложкой послужил не привычный сегодня кремний, а германий.
(«ХиЖ» 2017, №3)

prev_2017_03_16.jpgСоздание сплава подобно кулинарному искусству — надо в должной последовательности и пропорции соединить основные компоненты, а также приправы. Если пренебречь мелочами, блюдо не получится. А вот как, например, приготовить нержавеющую сталь нового поколения? Многие металлурги считают, что без азота тут не обойтись.

(«ХиЖ» 2017, №1)

Logo_2017_01.jpgВ новой работе химики-синтетики и химики-технологи из Массачусетского технологического института создали новую систему, которая существенно экономит время, уходящее на оптимизацию реакции.

(«ХиЖ» 2017, №1)

prev_2017_01_18.jpgЛюбой инженер скажет, что универсальный материал — это здорово: облегчается конструирование, исчезают проблема соединения разнородных материалов и проблема взаимодействия, облегчается проблема термонапряжений и поводок. Но это в теории, в идеале; а на практике одних только сталей человечество придумало более тысячи!

(«ХиЖ» 2017, №02)

prev_2017_01_06-1.jpgОткуда берется титан? Кто дал имя титану? Как создали технологию получения титана? Чем интересен титан материаловеду? Как используют титан в технике? Как титан используют в промышленности? Как к титану относятся медики? Что такое никелид титана? Что такое алюминиды титана? Зачем титан в очистителе воздуха? Как влияет диоксид титана на здоровье? Зачем наночастицы титана в креме? Есть ли титан в России?

11.01.2021 16:00:00

…предложена методика построения электрофизической модели верхнего слоя грунта Луны на основе данных о его минералогическом составе и диэлектрических свойствах…

…масса всего, что сделано человеком, превысила суммарный вес всех живых существ на планете…

…в сельских районах жарких стран можно стерилизовать инструменты в автоклавах с помощью солнечного тепла…

29.12.2020 14:00:00

Пандемия КОВИД-19 уже к июлю 2020 года обошлась мировой экономике в 6—16 триллионов долларов. А к четвертому кварталу 2021 года потери только США превысят 16 триллионов. Всех этих потерь можно было избежать, проведя комплекс понятных специалистам мероприятий.

23.12.2020 16:00:00

В мире политики установилась новая норма: победитель выходит с перевесом в считаные доли процентов голосов. Какой механизм может лежать в основе такого электорального равенства? Многие социологи ломали головы, но вот за дело взялись профессиональные физики, и всё стало на место.

07.12.2020 17:00:00

…впервые получены доказательства изменения вида черной дыры с течением времени…

…криоэлектронная микроскопия теперь позволяет получить структуру белка с атомарным разрешением…

…самки китовых акул растут медленнее, чем самцы, но в конце концов вырастают крупнее; особи длиной более 12 метров — преимущественно самки…

04.12.2020 17:00:00

В числе аргументов противников пьянства появился новый. Его предоставили исследователи из Миссурийского университета.