Иммунный ответ в носу

Любовь Стрельникова
pic_2023_01_29.jpg
Иллюстрация Петра Перевезенцева

Все мы болеем простудами и всякими острыми респираторными вирусными инфекциями. И конечно же мы давно заметили, что простужаемся, когда на улице холодает — осенью, зимой и весной. И возникает вопрос — почему мы заражаемся этой инфекций, когда холодно? Откуда эта сезонность?

Тут есть разные версии. Некоторые считают, что все дело в замкнутых помещениях, где в холодные времена года собирается много людей. Они проводят там больше времени, а помещения к тому же не проветриваются, потому что дует. В результате складываются идеальные условия для передачи инфекции привычным для нее воздушно-капельным путем.

Однако изоляция во время пандемии ковида показала, что люди, работающие дома, не переставали простужаться осенью, зимой и весной.

Есть еще одно объяснение, которое давали медики. Отвечали они приблизительно так: да это же понятно! Организм переохлаждается, поэтому и цепляет вирус.

Но это не ответ. И вопрос остается — почему вирус предпочитает переохлажденный или замерзший организм? Что в нем не так?

Для того и нужна наука, чтобы отвечать на всякие такие заковыристые вопросы, а в данном случае — насущные. Важно ведь знать, почему мы простужаемся. И вот наконец тайну раскрыли.

Оказывается, у сезонных колебаний заболеваемости вирусными инфекциями верхних дыхательных путей, которые мы наблюдаем каждый год, биологическая первопричина. Нос — это первый пропускной пункт для инфекции на ее пути в организм. Поэтому с врагом было бы неплохо разделаться прямо здесь, в носу.

Именно такой сценарий предусмотрела природа. Как только человек вдохнул вирусы, они первым делом попали в нос. И тут же, в носу, запускается местный иммунный ответ. Он заключается в том, что клетки в передней части носа начинают выпускать навстречу вирусам миллиарды крошечных мешочков, наполненных жидкостью. Их называют внеклеточными везикулами.

Они проникают в слизь, которой выстлана поверхность носа изнутри, и служат приманкой-обманкой для вирусов. Вирусы воспринимают эти мешочки, которые к тому же еще и украшены рецепторами для вирусов, как свою цель — клетки носа. Пытаются в них проникнуть. А там-то их и уничтожают иммунные белки.

Чем больше этих приманок-везикул, тем меньше шансов у вируса добраться до клеток носа. Все это напоминает эффект от разгрома осинового гнезда, в которое засунули палку. В нашем случае — вирус.

Так вот, исследования показали, что эта природная защитная реакция подавляется при более низких температурах. Когда холодает на улице, то неизбежно холодает и в носу. Если температура в носу снизится на пять градусов, то иммунный ответ притупится, потому что выброс внеклеточных везикул уменьшится почти вдвое, а противовирусные белки в них окажутся поврежденными.

И вот я думаю — а не связать ли мне варежку на нос? Между прочим, в свете открывшихся обстоятельств, неплохой бизнес мог бы получиться. Наукоемкий.

Разные разности
Почему у собак глаза темнее, чем у волков
У большинства домашних собак глаза темно-коричневые. А вот если мы посмотрим на волков, то увидим другую картину — их глаза ярко-желтые. Куда же делся ярко-желтый волчий цвет? Этим вопросом задались японские ученые и решили докопаться до истины.
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...