Животные и растения

Панацейка
Годжи — волчья ягода китайской медицины
Ручкина Н.

Годжи — собирательное название двух близких видов, дерезы обыкновенной Lycium barbarum и дерезы китайской L. chinense. Это колючие кустарники семейства пасленовых, обыкновенная дереза вырастает до трех с половиной метров, китайская пониже. У них лиловые цветки-колокольчики и алые ягоды до 2 см в длину и до 1 см в диаметре. Они мясистые, на вкус горько-сладкие. Считается, что плоды обыкновенной дерезы полезнее, о ней мы дальше и будем говорить.

Дело о последнем птерозавре
Григорий Панченко

Конечно, название этой заметки можно трактовать как шутку, но лишь отчасти. С последними птерозаврами связаны такие загадки, разгадать которые и палеонтологи-специалисты, и любители, в том числе авиаторы, пока не в состоянии. Собственно говоря, птерозавры вообще чрезвычайно загадочный таксон, но аждархиды выделяются даже на фоне большинства своих сородичей.

Гриб с дерева шии
Ручкина Н.

Если бы китайцы жили в средней полосе России, нам бы уже все уши прожужжали рассказами о целебных свойствах какого-нибудь опенка зимнего. Но они живут там, где живут, поэтому мировую известность приобрел другой древесный гриб, шиитаке из семейства негниючниковых, по-латыни Marasmiaceae.

Отсчет утопленников: голубые гну форсируют реку

Стада всегда в движении. Если они не будут переходить с места на место, то очень скоро съедят и вытопчут всю траву и пастбище превратится в пустыню. Ежегодные миграции колоссальных стад — одно из самых зрелищных природных явлений. К сожалению, оно может исчезнуть благодаря людям, которые строят стены и плотины, нарушая привычные пути миграции. Между тем от массовых перемещений животных зависит существование целых экосистем.

Не только ценный мех
Ястребова С.

Европейские кролики были и научными героями, и экологическими злодеями, и беззащитными жертвами пищепрома, и милыми домашними зверушками. Все это верно и сейчас.

Нони — загадки запретного плода
Ручкина Н.

В 1760-х годах торговое шведское судно доставило на родину засушенные образцы растений, собранных в Новом Свете и на тихоокеанских островах. Коллекцию разбирал Карл Линней и одно из растений назвал Morinda citrifolia — моринда цитрусолистная. Тогда никто и представить не мог, какие страсти будут кипеть вокруг нее три с половиной века спустя.

Свиньи: история с пересадками
Ястребова С.

Думаем о роли свиней в медицине — вспоминаем о трансплантации органов. Дескать, внутреннее строение этих животных весьма похоже на наше. Это действительно так. Вот только в исследованиях свиных органов как объектов для пересадки за последние два десятилетия произошли существенные сдвиги. Время освежить свои представления, а заодно вспомнить, в каких еще областях биомедицины свиньи показали свою профпригодность.

О чем пахнут растения?
Инна Гутерман

Многообразие растительных ароматов, созданных природой, кажется неисчерпаемым. Для обозначения веществ, которые не принимают непосредственного участия в росте, развитии и репродукции отдельных клеток, более 200 лет назад был предложен термин «вторичные метаболиты». Несмотря на неуважительное название, вещества эти выполняют важную роль в жизни растения, участвуют во взаимодействии растений друг с другом и с окружающей средой. На сегодняшний день идентифицировано более 100 тысяч таких веществ. Многие из них относятся к легколетучим, и люди воспринимают их как запах растения. В этой статье автор расскажет о некоторых особенностях пахучих растений, немного о том, как изучают биосинтез летучих вторичных метаболитов, а также о перспективах применения этих знаний на практике.

Плоды дефаунизации

Времена не выбирают, но им дают имена. Возможно, нынешний век войдет в историю как эпоха отчетности. Даже натуралисты больше не ходят по лесам, восторженно озираясь, а сидят в кабинете, извлекая данные из ранее опубликованных источников. А леса сейчас вырубают, дороги через них прокладывают, охотятся там. Животные, естественно, от этого страдают, и в первую очередь крупные. Этот процесс, называемый дефаунизацией, влияет на растительные экосистемы, и мы еще не вполне понимаем, как именно.

Познай своего кота

Кот — это личность, что и доказано экспериментально. Однако личность недоисследованная — пропускной способности лабораторий не хватает, чтобы постичь всю ее сложность и глубину. А без этого людям не понять домашних кошек и не обеспечить им подходящих условий проживания. К счастью, ученые осознают проблему и неуклонно работают над ее решением. Появилась даже новая дисциплина, антрозоология, которая исследует взаимоотношения животных и людей. Так что типирование кошачьей личности оказалось на переднем крае науки.

Долгий собачий взгляд

Собака — друг человека. Этого почетного звания из множества домашних животных удостоилась она одна. А все потому, что собаки подолгу смотрят в глаза хозяину, ожидая доброго слова, указаний и помощи в трудных ситуациях. Это уникальное качество, другим псовым не свойственное. Так что домашний пес в этом отношении — уникум!

Жертвы науки
Прионы, агрессия и защечные мешки
Ястребова С.

Каких только грызунов не используют в лабораторных исследованиях! Хомячки, например, помогают изучать инфекционные болезни, перспективы пересадки органов, механизмы агрессии и многое другое.

Беспозвоночные в печали и радости

Эмоции оказывают огромное влияние на нашу жизнь, эмоциональные расстройства — тем более. Они сложны, изучать их непросто, и для этой цели полезно иметь модельный объект. Беспозвоночные с их небольшой и несложной нервной системой уже сослужили нейробиологам хорошую службу, может быть, и тут они пригодятся. Но прежде нужно разобраться, есть у них эмоции или нет.

«О, спасите моржа!»

Для большинства людей символ Арктики — белый медведь. Его нередко фотографируют на фоне стада моржей. Большие скопления толстых, вальяжных животных рождают иллюзию благополучия, между тем деятельность человека и таяние арктических льдов делает их будущее проблематичным. Ученые всех арктических стран беспокоятся о судьбе моржей.

Трейси, Долли и безымянные герои
Ястребова С.

Домашние овцы, сами того не желая, оказались первопроходцами в нескольких областях науки и техники. Это они первыми из зверей поднялись в воздух на летательном аппарате. Именно их кровь первой попытались перелить человеку. Даже полноценную искусственную утробу впервые создали для ягнят! Про овечку Долли можно не добавлять.

Канарейка, кот и дафния

Трое названных в заголовке, а также чайки, мидии, лишайники, пчелы... Что общего может быть у таких разных существ? Все они — живые индикаторы, предупреждающие человека об опасности.

28.01.2023