|
Иллюстрация Петра Перевезенцева
|
Это очень интересный феномен, у которого есть своя история. А у современной улыбки во весь рот даже есть дата рождения.
Вообще, улыбка досталась нам от наших предков — от животных. Они умеют улыбаться. Улыбку большой обезьяны впервые описал Чарльз Дарвин в своей книге «Выражение эмоций у человека и животных» 150 лет назад.
Улыбка — это навык, с которым рождается ребенок. Младенец еще ничего не умеет, но уже улыбается, когда слышит маму.
Но вы наверняка замечали, что на картинах художников Средних веков, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения нет улыбающихся людей. Улыбающихся современной улыбкой — на все 32 зуба. Максимум — улыбка Моны Лизы и ей подобных, скажем, на портретах Рубенса. Всегда сдержанная, губы сомкнуты, в общем — аристократичная и интеллигентная.
Если мы думаем, что художники не показывали зубы своих моделей по причине плохости зубов — то нет. В то время людей со здоровыми зубами было значительно больше, чем сейчас, потому что сахар был редчайшей и очень дорогой специей. Ели здоровую пищу.
На самом деле причина — в культурных нормах. Тогда считалось неприличным обнажать зубы. Рот надо всегда держать закрытым. Так учили детей знати сызмальства. Ржать, как лошадь, показывая все зубы и гланды заодно, могли позволить себе только люди низшего сословия.
Нет, конечно, вы можете смеяться, пожалуйста, только — с закрытым ртом, чтобы все выглядело пристойно. Так что если на картинах тех времен вы видите смеющееся лицо с открытым ртом, то перед вами представитель низшего сословия.
К тому же раскрытый рот был еще и признаком безумия именно потому, что человек со всей очевидностью не мог себя контролировать. И на картинах открытый рот тоже изображал безумие и прочие страсти.
Но все изменилось в 1787 году, когда художница Элизабет Виже-Лебрен выставила автопортрет в ежегодном салоне в Лувре (где картина хранится до сих пор). Она держит дочь на коленях, смотрит на зрителя и улыбается, обнажив белые зубы.
В общем — скандал! Критики, коллекционеры, художники, да и просто общество глубоко шокированы. Какая непристойность! Она обнажила зубы! А я, кстати, посмотрела на этот автопортрет. Там не зубы обнажены, а только самый их краешек.
Но ничего уже сделать было нельзя — улыбка, открывающая зубы, вырвалась на свободу. И буквально через несколько лет были изобретены первые фарфоровые коронки для зубов, чтобы модная улыбка была красивой. Париж стал мировой столицей улыбок, чем вводил в замешательство туристов. Они не понимали, почему им улыбаются незнакомые люди.
А дальше — французская революция, террор. В общем — не до улыбок. Они вышли из моды, и опять воцарилась сдержанность. Широкая улыбка вернулась в мир, чтобы покорить его, только через сотню лет. Но теперь ее родиной стал Голливуд.
Честно говоря, американская мода предъявлять миру зубы в улыбке без повода мне всегда казалась лицемерием и фальшью. Вот человек тебе улыбается, а у него все совсем плохо или на самом деле он думает — да чтоб тебя и всю твою компанию. Ненавижу вас всех!
Тут есть кое-что для науки. Когда мы счастливы — мы улыбаемся. Но работает ли это в обратном направлении? Может ли наигранная улыбка поднять настроение?
На самом деле эта гипотеза обратной связи по лицу всегда вызывала горячие споры среди исследователей в области психологии. Многие психологи давно рекомендуют улыбку в качестве спасительного средства. Хотя никакого экспериментального научного доказательства, что это работает, не было получено.
Но теперь в этом споре, кажется, поставлена точка. И поставила ее Международная группа исследователей во главе с Николасом Коулзом из Стэнфорда.
Все, конечно, упиралось в эксперимент. Нужен был такой, чтобы его результаты признали все — и сторонники, и противники.
И тогда Николас Коулз поступил очень мудро. Он организовал коллаборацию «Много улыбок» (Many Smiles), в которую пригласил коллег из разных стран и лабораторий — как скептиков, так и сторонников обратной связи по лицу. И предложил вместе разработать методологию, которая устроит всех.
Помните, как говорил профессор Преображенский из «Собачьего сердца»? Мне нужна «Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая! Броня». В данном случае нужен был бронебойный эксперимент.
И они его разработали. План исследований включал три хорошо известных метода, заставляющих активизировать мышцы улыбки.
Одна треть участников эксперимента использовала метод «ручка во рту». Это когда вы держите ручку или карандаш только зубами, а губы его не касаются. И в самом деле получается что-то вроде американской улыбки, попробуйте перед зеркалом.
Вторая треть участников смотрела на фотографии известных улыбающихся актеров и старалась повторить улыбку. А последней трети участников предложили действовать по инструкции — подтянуть уголки губ к ушам и приподнять щеки, используя только мышцы лица.
Хитрые исследователи постарались еще и скрыть свои намерения, то есть цель эксперимента, чтобы не было невольных искажений результата. Поэтому после испытания всем предложили решить простые математические задачи. После каждого задания сами участники оценивали, насколько они счастливы.
В этом бронебойном эксперименте участвовали почти 4 тысячи добровольцев из 19 стран. И вот результаты. Интересные, кстати.
Те, кто имитировал улыбку, держа карандаш во рту, счастливее не стали. А вот те, кто повторял улыбки актеров, глядя на их фото, и те, кто подтягивал уголки губ к ушам, стали заметно счастливее. Настолько заметнее, что даже скептики были вынуждены признать результат.
Почему не сработала ручка во рту? Видимо, мышцы, участвующие в удержании ручки во рту, не те, что делают улыбку. И действительно, чтобы удержать ручку, мы сильно стискиваем зубы, а это уже не улыбка, а оскал. Хотя, повторяю, на американскую улыбку похоже.
Конечно, эффект недостаточно силен, чтобы с помощью улыбки преодолеть что-то вроде депрессии. Но хорошее настроение по нынешним временам — это уже много.
И несомненно, этот эксперимент дает полезное представление о том, что такое эмоции и откуда они берутся. А это фундаментальный вопрос. Поэтому результаты исследования опубликованы не где-нибудь, а в самом авторитетном научном журнале Nature (Nature Human Behaviour, 6, 1731–1742 (2022)).
А я вот думаю по поводу нахмуренного лба. Если следовать логике исследователей, нахмуренный лоб способен ухудшить нам настроение. Так что поаккуратнее с выражениями лица. Лучше уж улыбаться без причины и повода. В конце концов, с детства знаем, что от улыбок станет всем светлей.