Страницы истории
Карл Фогт: естествоиспытатель, публицист, революционер
С.В. Багоцкий
Пятого июля 2017 года исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Фогта (1817—1895). Он был яркой фигурой и научной и общественно-политической жизни Европы. Как видный деятель революционного движения, оставил свой след в истории, как исследователь сформулировал ряд интересных, хотя и не всегда обоснованных идей. Как философствующий публицист и популяризатор науки он оказал большое влияние на научную и общественную мысль своего времени.
Проблемы и методы науки
А девушки — потом
Н.Л. Резник
Учитель сказал: "Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Если с ними сближаешься, то они перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть". Учитель — это Конфуций. Женщин он практически не упоминал, а если скажет что-нибудь, так уж лучше бы молчал, честное слово. То ли философ выражал свое личное мнение, то ли взгляд на женщин как на существ, недостойных внимания, к тому времени уже сформировался.
История современности
На кремниевой подложке
А.В. Наумов
2017 год — дважды юбилейный для металлургов. В 1947 году в Государственном институте редкометаллической промышленности начались работы по промышленному обеспечению германием начинающей свое развитие твердотельной микроэлектроники, а в 1957 году на Подольском химико-металлургическом заводе (ПХМЗ) методом Чохральского по технологии Гиредмета был выращен первый в СССР монокристалл кремния.
История современности
На германиевой подложке
А.В. Наумов
Ровно семьдесят лет назад, в 1947 году, произошло историческое событие, которое определило дальнейшее развитие цивилизации вплоть до ее современного состояния — с компьютерами, сотовыми телефонами, Интернетом, в общем, со всем тем, что называют технической основой информационного общества. Это событие — изготовление первого точечного транзистора. Его собрали американские физики Уолтер Браттейн и Джон Бардин, работавшие в компании «Bell Telephone Laboratories». Подложкой послужил не привычный сегодня кремний, а германий.
Страницы истории
Вдали от равновесия
С.В. Багоцкий
В нашем сознании существовал и существует разрыв, разделяющий мир, который изучают в лабораториях, и неисчерпаемое богатство проявлений реальной жизни. По-видимому, наиболее значительный вклад в строительство моста, соединяющего эти два мира, внес выдающийся бельгийский физик-теоретик русского происхождения Илья Романович Пригожин (1917—2003).
Страницы истории
Николас Кристофилос, неизвестный крупный физик
С.В. Багоцкий
16 декабря 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения Николаса Кристофилоса (1916—1972) — руководителя небольшой афинской инженерной компании, который однажды поспорил о приоритете открытия с сотрудниками знаменитой Брукхейвенской национальной лаборатории и выиграл спор.
История современности
Врачи и освоение Арктики
В.А. Острогорская
В прошлом номере мы опубликовали статью об освоении Арктики российскими мореплавателями. Все арктические экспедиции проходили в исключительно сложных условиях, поэтому так велика была роль врачей — участников экспедиций. Как, впрочем, и в любом опасном путешествии.
Страницы истории
Капитаны собственной судьбы
В.А. Острогорская
«Приеду в Архангельск, стану на базарной площади, шапку сниму и скажу: люди добрые и почтенные, не ходите на Новую Землю и детям своим закажите. Нет там ничего, кроме льдов и ветров невиданных! А на зверя и птицу не льститесь — своей жизни лишиться можете... — Платон, зачем же ты-то сам пошел? — Из-за интересу. Вот и теперь сосет в груди: какая такая Земля Франца-Иосифа? Даже во сне сколько раз видал! — Тянет. Жизни не жалко».
Мемуары Игнобеля
Проклятая буква
С.М. Комаров
Основатель и председатель Общества защиты апострофа Джон Ричардс из английского Бостона за свою полезную деятельность по защите и пропаганде различия между множественным числом и притяжательным падежом удостоился Игнобелевской премии 2001 года по литературе.
Страницы истории
Человек, который создал Красный Крест
В.А. Острогорская
Почти полтора века назад была сделана первая попытка ограничить последствия войн, которые затевают негодяи-политики, пользуясь неумением людей думать о последствиях. В 1864 году была принята Первая Женевская конвенция об улучшении участи раненых в сухопутной войне. Это был результат деятельности Международного комитета Красного Креста, который основал Анри Дюнан.
Портреты
Главный химик страны
Л. Стрельникова
Этот год для «Химии и жизни» особый. Пятьдесят лет назад, в апреле 1965 года, вышел первый номер нашего журнала. Он появился на волне химизации, когда в СССР было принято решение строить Большую химию. Главным идеологом и организатором этого строительства стал Леонид Аркадьевич Костандов, которому в этом году исполнилось бы сто лет. Вот такой двойной юбилей, и каждый нам очень дорог.
Страницы истории
Рентген и его лучи
И.А. Леенсон
Многие физики могли открыть «рентгеновы лучи» — порчу пластинок, которые имели несчастье лежать не там, где надо, видели и Никола Тесла, и Уильям Крукс, и Генрих Герц, и Филипп Ленард. Но никто не спросил себя: а почему они засвечиваются, если катодные лучи до них добраться никак не могут?
Окончание. Начало в № 5.
История современности
Война, которую выиграли советские химики
И.И. Гольдфаин
История последней мировой войны полна загадок. Некоторые из них — химические.
Проблемы и методы науки
Всемирная история в четырех буквах
Е. Клещенко
Популяционная генетика, генетическая генеалогия — как всякие модные темы, они обрастают мифами. Так что там на самом деле с «гаплогруппой славян» и «хромосомой Чингисхана»? Давайте разберемся.
Расследование
Приключения термояда в пузырьке
С.М. Комаров
История пузырькового термоядерного синтеза, он же bubblefusion или sonofusion, полна загадок, нестыковок и трагедий. В околонаучной американской прессе ее даже окрестили «баблгейт».
Книги
Беспартийный большевик
К.Г. Михайлов
Александр Федорович Котс (1880—1964) посвятил свою жизнь созданию и развитию знаменитого Дарвиновского музея в Москве. Идеям «профессора-общественника» А.Ф. Котса несказанно повезло — они пришлись ко времени и во многом удовлетворили идеологические потребности советской власти в области биологической науки, ведь дарвинизм — «подлинно научное мировоззрение» — всегда пользовался поддержкой и классиков, и эпигонов марксизма-ленинизма.