Энергетика

Как школьники видят науку
Образование
Как школьники видят науку
Л. Хатуль
Социологи Г.А.Николаенко и Е.В.Евсикова, решили выяснить, как Санкт-петербургские школьники знают историю науки. Сказано — сделано: в 2016 году опросили 350 учащихся 7—11 классов, 55% мальчиков, остальные — девочки. В 7, 8, 9, 10, 11 классах учится соответственно 13, 29, 28, 17, 13%. Ниже мы приводим вопросы исследователей и ответы молодого поколения.
Цепная реакция апокалипсисов
Цепная реакция апокалипсисов
В фантастике ХХ века актуальными стали произведения о глобальных катастрофах и их последствиях. В первую очередь это было связано с появлением оружия нового типа — ядерного, которое может привести не только к огромным разрушениям и гибели множества человек, но и к существенному изменению условий на всей планете — радиоактивному заражению, загрязнению атмосферы и, как следствие, к сильному похолоданию, «ядерной зиме». Урановые, плутониевые и водородные бомбы стали реальной угрозой во второй половине XX века.
Периодическая система братьев Стругацких
Периодическая система братьев Стругацких
Нельзя сказать, что химия играет большую роль в произведениях Аркадия и Бориса Стругацких, но и совсем обойтись без обращения к этой науке писатели не могли. В первой их большой повести, «Страна багровых туч», герои летят на Венеру, чтобы провести геологическое обследование месторождения радиоактивных руд Урановая Голконда. Повесть благополучно вышла в 1960 году, в следующем была переиздана. Но чуть позже из цензурных соображений стали запрещать упоминания о любых радиоактивных материалах. Как вспоминал об этом Борис Стругацкий: «Шла кампания по охране ядерных секретов, но жертвой этой кампании пали в первую очередь писатели-фантасты: пуганые редакторы принялись вычеркивать из текстов ПЛАНЕТУ УРАН!»
Науки — наукам
Науки — наукам
Л. Намер, И. Ильин
Радиотелескопы для физики создают инженеры-физики или инженеры вместе с физиками. Но электронный микроскоп, явный продукт физики, используют биологи и химики. Спектроанализаторы — тоже продукт физики, но они применяются в химии. И вообще, если обозреть приборный парк химии и биологии, то возникает впечатление, что большую часть приборов для химии и биологии создали физики и инженеры-физики; разумеется, вместе с заказчиками. А бывает ли наоборот? Например, используют ли физики приборы и методы, созданные химиками?
Глумление над воображением
Глумление над воображением
Филолог Татьяна Чернышёва в своей монографии «Природа фантастики» пишет: «Общеизвестно, что во взглядах на мир и возможные формы разума во Вселенной писатели-фантасты, вслед за учеными, придерживаются двух прямо противоположных точек зрения: одни (антропоморфисты), ссылаясь на закон конвергенции, утверждают, что высшие формы жизни во Вселенной должны быть близки тем формам, которые сложились на Земле, а разумное существо должно быть, во всяком случае, человекоподобным; другие (релятивисты), исходя из бесконечного разнообразия условий во Вселенной, предполагают возможность иных, не таких, как на Земле, форм жизни и разума». Действительно, анализируя литературу о жизни во Вселенной, мы обнаруживаем, что ученые и популяризаторы науки выдвинули множество гипотез о существовании в космосе планет с совершенно иной жизненной химией, нежели на Земле.
Только подпоясаться
Мысли о будущем
Только подпоясаться
Виктор Вагнер
На протяжении многих веков вещи служили людям долго. Хорошие ножи, парадные платья, не говоря уж о мебели, передавались по наследству через несколько поколений. Чем выше было социальное положение человека, тем больше у него было движимого имущества. Индустриальная эпоха все изменила.
Дыхание революции
Общество
Дыхание революции
Отчего революции начинаются с самыми благими намерениями, а потом зачастую на смену более-менее либеральному правлению приходит радикальный режим с репрессиями? Так было и после Великой французской революции, и после Великой Октябрьской, и после немецкой национал-социалистической. Так случилось и совсем недавно, например, в ходе исламских революций в Афганистане, Ливии, Сирии и Ираке. Случайность это или закономерность? Современная наука может ответить на этот вопрос, поверив алгеброй общественную гармонию, то есть провести расчет революции.
Эффект дежавю
Эффект дежавю
О.С. Горяйнова
Энн Клири, когнитивный психолог из университета штата Колорадо, изучает память и ее нарушения. В круг ее научных интересов входит дежавю. Как пишет Энн Клири, при повторении ранее бывших впечатлений происходит или воспоминание в точном смысле (recollection), когда мы, допустим, увидев знакомое лицо, можем сказать, где и как встречались раньше с этим человеком и кто он такой, — или узнавание (familiarity): лицо знакомое, но кто это, не помню... Второй вариант похож на чувство дежавю, но при всей неуловимости поддается изучению, и его можно отличить от точных воспоминаний.
В лес по ягоды
Ресурсы
В лес по ягоды
Лес — это древесина, это сырье для мебельщиков, строителей и бумажников, это топливо, леса нужно вовлекать в хозяйственный оборот, говорят одни. Ну что вы, лес — это наше всё, это основа биоразнообразия, это сток углекислого газа, это легкие планеты, это глобальный терморегулятор, чем меньше его трогаешь, тем лучше, возражают другие. Лес — это кормилец и лекарь, лес обилен, и, если брать от него понемногу, можно жить в гармонии и ничего не порушить, предлагают компромисс третьи. Вот об этом третьем пути взаимодействия с лесом, об использовании того, что называют в документах «недревесные ресурсы», и пойдет речь в этой статье.
Воспроизводимая невоспроизводимость
Воспроизводимая невоспроизводимость
Г.В. Эрлих
Одно из самых убийственных обвинений, которые могут быть предъявлены ученому, это обвинение в невоспроизводимости представленных им результатов. Оно губит репутацию, рушит карьеру, вплоть до изгнания из научного сообщества, приводит к закрытию научного направления, к его вытеснению за пределы истинной науки и навешиванию разных уничижительных приставок — лже-, пара-, псевдо- и т. д. Когда звучат обвинения в невоспроизводимости «отдельных» исследований, подразумевается, что подавляющая часть остальных хорошо воспроизводима. Но так ли это?
Запретные превращения элементов
Запретные превращения элементов
С.Н. Андреев
Непонятные, необъяснимые эксперименты могут стать предвестниками открытий в науке, как это уже случалось. Одна из таких горячих в прямом и переносном смысле тем — так называемые низкоэнергетические ядерные реакции, которые сегодня именуют LENR — Low-Energy Nuclear Reaction.
Российская цена
Российская цена
Л. Стрельникова
После прочтения статьи «Американские химики — в цене» невольно возникает вопрос: а как обстоят дела у нас?
Американские химики — в цене
Американские химики — в цене
В.М. Хуторецкий
В американской химической индустрии занято почти 800 тысяч человек со средней годовой зарплатой 88,8 тысяч долларов, что на 45% больше, чем в среднем по стране. Из них 33,5 тысячи — это инженеры.
Приключения термояда в пузырьке
Приключения термояда в пузырьке
История пузырькового термоядерного синтеза, он же bubblefusion или sonofusion, полна загадок, нестыковок и трагедий. В околонаучной американской прессе ее даже окрестили «баблгейт».
Образование по-американски. Часть 1
Образование по-американски. Часть 1
Л. Стрельникова
В очередной раз мы возвращаемся к этой теме: как и чему учат по-американски в американских школах. Возвращаемся не случайно, поскольку российская система образования перекраивается по американским лекалам. Проверенные годами эффективные методики обучения идут под нож, а на их место приходят странные, порой бессмысленные и совсем неэффективные американские инновации.
Темные фантазии астрофизиков
Калькулятор
Темные фантазии астрофизиков
Ф. Манилов
Массовые вымирания видов на планете Земля случаются с завидным постоянством каждые 30—40 млн.лет. И примерно с той же периодичностью на планету обрушиваются метеориты, оставляя гигантские кратеры, и происходят так называемые площадные извержения, весьма разрушительные. Как это объяснить? Действительно ли есть закономерность?