Биология

В гибели пчел виноват фипронил
В гибели пчел виноват фипронил
А.И. Курамшин
Исследователи из Великобритании приводят доказательства в пользу того, что в массовой гибели медоносных пчел во Франции, наблюдавшейся в начале 1990-х годов, виноват инсектицид фипронил, а не имидаклоприд. Оба пестицида появились на рынке в начале 1990-х годов.
Новый тип химической связи?
Хемоскоп
Новый тип химической связи?
А.И. Курамшин
В школьных и в вузовских учебниках описано три основных типа химической связи — ковалентная, ионная и металлическая. Тем не менее не все согласны, что любой тип связи можно свести к одному из этих трех. Для некоторых твердых веществ предлагают выделить четвертый тип — метавалентную химическую связь.
Сверхпрочная керамика для авиации
Сверхпрочная керамика для авиации
А.И. Курамшин
Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Российской академии наук разработали новый высокопрочный керамический материал. Ему не страшно длительное воздействие сверхзвукового потока воздуха при температуре выше 2600°C. Такие характеристики позволят сделать из нового материала носовые обтекатели и крылья новейших самолетов.
Химик — это штучный товар
Хемофилия
Химик — это штучный товар
Л.Н. Стрельникова, С.Н. Калмыков
Напоминаем, дорогие читатели, что 2019 год — Международный год Периодической таблицы химических элементов. Самое время поговорить с умными и неравнодушными людьми о современной химии, о ее проблемах и перспективах, о ее прошлом и будущем, о хемофобии и хемофилии, о тех, кто влюблен в эту науку и готов служить ей без остатка. Сегодня гость рубрики «Хемофилия» — член-корреспондент РАН Степан Николаевич Калмыков, заведующий кафедрой радиохимии на Химическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова и с недавних пор декан факультета.
Загадка звездного прометия
Загадка звездного прометия
Если обратиться к архивам научных журналов, то начало истории звездного прометия, видимо, следует отнести к концу 60-х годов. Вот как оно выглядит в рассказе астронома Чарльз Коули из Мичиганского университета и его коллег из других научных организаций.
Прометий: факты и фактики
Прометий: факты и фактики
Чем знаменит прометий? Используют ли где-нибудь прометий? Откуда прометий в звездах?
Удобрения: вред или польза?
Сто химических мифов
Удобрения: вред или польза?
На своем огороде вполне могут вырасти хорошие огурцы, кабачки, петрушка и прочая зелень, если не вносить на грядки удобрения. Неплохо могут плодоносить плодовые кусты и деревья. А если нужно накормить не семью, а многомиллиардное население Земли — можно ли обойтись без «химических удобрений»? Ведь тысячи лет обходились без них, и даже слов таких не знали.
Кучеров и его реакция
Именные реакции
Кучеров и его реакция
А.Ю. Рулев, Д.А. Пономарев
Сегодня уксусный альдегид получают главным образом окислением этилена. Однако до шестидесятых годов прошлого века в промышленности использовали другой подход – гидратацию ацетилена, катализируемую солями ртути. Первооткрывателем этой реакции по праву считается известный русский химик Михаил Григорьевич Кучеров.
Комплекс железа «два в одном» — светодиод и фотокатализатор
Комплекс железа «два в одном» — светодиод и фотокатализатор
А.И. Курамшин
Впервые удалось получить комплекс железа, который может быть как фотокатализатором, например для производства топлива, так и светоизлучающим диодом. Обычно для фотокатализа или в фотогальванических элементах применяются дорогие и редкие элементы. Результаты новой работы говорят о том, что в перспективе их может заменить железо.
Масс-спектрометрия взяла рекордный вес
Масс-спектрометрия взяла рекордный вес
А.И. Курамшин
Наномеханический масс-спектрометр впервые смог точно «взвесить» большой ДНК-вирус массой 105 MДа. Новая аналитическая система позволяет детектировать отдельные молекулы, масса которых выходит за пределы диапазона, в котором работают обычные масс-спектрометры.
Элементарно
Хемофилия
Элементарно
Значение Периодической таблицы для познания мира, для экспериментальной науки и философии трудно переоценить. Поэтому неудивительно, что 2019 год, год 150-летия Периодической таблицы, ООН объявила Международным годом Периодической таблицы химических элементов.. Ура!
Выкрасить и выбросить?
Сто химических мифов
Выкрасить и выбросить?
Пищевые красители, особенно синтетические, вызывают больше всего вопросов и возражений, когда речь заходит о пищевых добавках. Важно еще и то, что часто красители добавляют сверх меры, чтобы придать товару более привлекательный вид. Потому что природные красители в разных фруктах и ягодах часто окрашены недостаточно интенсивно. Не следует думать также, что если краситель «натуральный», то есть выделен из природных источников, то он безвреден — это миф. Вот несколько примеров.
И снова лекарство и взрывчатка
Криминальная химия
И снова лекарство и взрывчатка
Е. Стрельникова
«Нитроглицерин», в отличие от «мелинита», слово всем знакомое. Кто-то пользовался таким лекарством, кто-то слышал о такой взрывчатке, большинство же читателей знает, что это одно и то же соединение. Кстати, название «нитроглицерин», с точки зрения химика, неверное. В нитросоединениях нитрогруппа (–NO2) связана с атомами углерода, а в молекуле нитроглицерина — с атомами кислорода. Нитроглицерин принадлежит к числу сложных эфиров азотной кислоты, это тринитрат глицерина.
Кристаллы, очищающие природный газ
Кристаллы, очищающие природный газ
А.И. Курамшин
В Научно-технологическом университете имени короля Абдаллы (Саудовская Аравия) разработана металлоорганическая каркасная структура, повышающая эффективность очистки природного газа от нежелательных примесей — сероводорода и углекислого газа.
Искусственный пептид убивает вирус Зика
Искусственный пептид убивает вирус Зика
А.И. Курамшин
Международная группа исследователей получила искусственный пептид, способный разрушать вирус Зика и проникать через гематоэнцефалический барьер в мозг. Если безопасность нового вещества подтвердится, его можно будет применять для лечения и других вирусов, которые переносят кровососущие насекомые.
Ароматичность: инфляция или расширение концепции?
Ароматичность: инфляция или расширение концепции?
А.И. Курамшин
В химии термин «ароматичность» не имеет никакого отношения к ароматам и запахам — это одно из ключевых понятий, описывающих строение органических соединений.