Биология

Анина Н.
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-40.jpgРастения могут многое. Они, например, в совершенстве овладели искусством мимикрии, и своим притворством способны обмануть даже человека.

Рубина С.
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-38.jpgМаргоша пока не задается вопросом, почему она именно такая, какая есть, и какими превратностями судьбы ей достались ее пол, ее внешность, ее карие глаза. А вопрос «почему» здесь и задавать не очень корректно — судьба перетасовала свои карты и вытянула Маргошу. Но если рассматривать не одного человечка, а целую нацию или популяцию, то можно проследить некоторые правила, по которым играет природа.
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-34.jpgНекоторые люди, переживая психологический стресс, теряют аппетит и худеют, а другие, напротив, много едят и набирают вес. При этом не тучным, а худым личностям с высокой вероятностью угрожает смерть от сердечно-сосудистых заболеваний. Объяснить связь между стрессом, ожирением и патологиями сердечно-сосудистой системы помогает гипотеза эгоистичного мозга.

(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-31.jpgМожно ли одомашнить создание, о существовании которого даже не подозреваешь? Оказывается, можно. Именно это произошло с дрожжами Saccharomyces cerevisiae. Их способность превращать сахара в спирт и ароматные соединения люди начали совершенствовать за несколько веков до открытия этих микроорганизмов, хотя и значительно позже, чем появилось первое пиво. И этот процесс можно с полным правом назвать доместикацией.  >>
Ястребов С.А.
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-26.jpgКачественно новым эволюционным достижением была не столько социальность животных как таковая, сколько ее высшая форма — эусоциальность, при которой «представители вида живут группами, состоящими из нескольких поколений, и члены группы действуют альтруистично по отношению друг к другу в соответствии с регулярным разделением труда» (Эдвард Уилсон). Животные, ставшие эусоциальными, фактически объединяются в суперорганизм, члены которого больше не являются самодостаточными, но взамен обретают новые возможности.  >>
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_logo.jpgОдин из чрезвычайно запутанных вопросов современной науки: влияют ли циклы солнечной активности на Землю? Понятно, что вспышки оказывают сильное влияние и даже способны вызывать техногенные катастрофы – отключать связь, наводить сильные токи в протяженных металлических системах вроде трубопроводов и линий электропередачи. Но вот способны ли сами по себе вариации солнечной активности и связанные с ними изменения межпланетного магнитного поля и потока частиц от нашего светила вызывать изменения климата, способствовать революциям, провоцировать вспышки заболеваний?
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_logo.jpgИзучая изотопный профиль бабочек-репейниц, исследователи смогли нанести на карту пути, по которым происходит ежегодная миграция этих насекомых («Biology Letters», 2016, 12, 20160561, doi: 10.1098/rsbl.2016.0561). Для того чтобы вывести потомство, некоторые бабочки каждый год преодолевают тысячи километров между Европой и Африкой и даже пересекают Сахару.

Попов В.Л., Филиппов А.Э., Горб Станислав
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-06.jpgВот скажите, что вы чувствуете при виде мухи на окне или на потолке? Или таракана, шустро взбегающего к нам на стол? Ничего, кроме досады, правда? И уж точно никаких мыслей, кроме одной: как бы поскорее от них избавиться! А зря. В XXI веке мы уже вполне готовы к тому, чтобы задуматься над очередным «детским» вопросом: а как, собственно, они это делают?

Джагаров Д.Э.
(«ХиЖ» 2016, №12)

prev_2016_12-05.jpgЕще одним достижением уходящего 2016 года стала разработка способов избирательного воздействия на эпигеном — изменения активности генов без изменений в нуклеотидной последовательности ДНК. Редактирование эпигенома, по идее, должно быть гораздо безопаснее редактирования генома.

(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-04.jpgCRISPR/Cas9 опять в первых строчках новостей. Героями дня снова стали китайские ученые, но они выбрали менее масштабную задачу и, пожалуй, более практичную: взять из организма отдельные клетки, модифицировать их геном и вернуть в организм.

05.05.2020 17:00:00

Смартфон может незаметно передавать секретные сведения посторонним через неучтенную разработчиками прореху на границе между столом и смартфоном. Как же это может быть? Ответ в ходе серии экспериментов получили исследователи из Вашингтонского университета.

29.04.2020 17:00:00

Загадочное внезапное похолодание, случившееся на планете 13 тысяч лет назад, не устает привлекать внимание климатологов. Сейчас есть двое подозреваемых: ледниковое озеро Агассис и кометы, упавшие в Северной Америке. Теперь же, стараниями ученых из Геологической службы США, возник третий участник драмы – ледниковое озера Миссула, катастрофически опорожнившееся в Тихий океан.