Мыло с триклозаном безопасно для человека?

Л. Викторова

История применения триклозана как антисептической добавки к мылу, дезодорантам, гелям и зубной пасте насчитывает уже более 50 лет. Это вещество создала швейцарская компания Ciba-Geigy в начале шестидесятых годов прошлого века.

Триклозан.jpg

Триклозан, или 5-хлор-2-(2,4-дихлорфенокси)-фенол, — порошок белого цвета с легким фенольным запахом. Он плохо растворяется в воде (всего 0,012 г в литре при 20°С), но значительно лучше — в щелочных растворах и уж совсем хорошо — в этаноле, метаноле, диэтиловом эфире, жирах.

Этот замещенный дифениловый эфир, как и многие фенольные соединения, оказался прекрасным антисептиком, убивающим практически все бактерии.

Механизм этого убийства ученые раскрыли в 90-х годах прошлого века, когда после двадцатилетнего затишья произошел всплеск исследований в этой области. Сегодня мы знаем, что молекула триклозана легко проникает через клеточную мембрану бактерии и избирательно блокирует фермент еноилредуктазу (ENR), который участвует в синтезе жирных кислот. Фермент выходит из строя, и бактерия страдает от дефицита жирных кислот, жизненно необходимых для строительства клеточной мембраны и других важнейших функций.

01_триклозан copy.jpg

О том, что триклозан блокирует синтез жирных кислот в бактериальных клетках и тем самым убивает их, первыми объявили научному сообществу в 1999 году американские исследователи Ричард Хиз и Чарлз Рок из отделения биохимии детской больницы Св. Иуды в Мемфисе, штат Теннеси, вместе с соавторами опубликовавшие статью в «The Journal of Biological Chemistry». Практически одновременно с этой публикацией в журнале «Nature» вышла статья другой группы американских ученых из Центра адаптационной генетики и резистентности к лекарствам университета Тафта (Бостон, Массачусетс). Они исследовали мутантные штаммы E. coli, резистентные к триклозану, и независимо и параллельно подтверждали механизм действия триклозана, предложенный коллегами из Мемфиса.

Открытый механизм, детальное исследование которого активно продолжилось в начале XXI века, многое объяснил. Почему, например, триклозан действует только на бактерии? Потому что он избирательно блокирует бактериальный фермент, которого нет у человека.

Но вернемся к вопросу — опасен ли триклозан для нашего здоровья? С точки зрения предложенного механизма его действия — нет. Между тем сегодня Интернет пестрит сообщениями о независимых исследованиях, утверждающих, что триклозан вреден и для окружающей среды, и для человека. Понимая, что наши знания не полны, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration, FDA) вместе с Агентством по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency, EPA) финансируют дальнейшие исследования токсических свойств триклозана и его возможного влияния на окружающую среду. И хотя пока, с точки зрения FDA, доказательная база не убедительна и нужно продолжать исследования, на сайте FDA черным по белому написано, что нет никаких явных преимуществ у мыла с триклозаном перед обычным мылом. Простое мыло с водой так же прекрасно отмывает руки.

Вообще, с позиций здравого смысла, добавление триклозана в мыло, пусть и немного (0,1—1%), — мера избыточная и ненужная. Более того, она в каком-то смысле даже вредна. Тотальное уничтожение микробов повсюду помещает нас в микробиологическую пустыню, в которой наши шансы приобрести иммунитет стремительно падают. Ведь именно микроорганизмы тренируют нашу иммунную систему.

Каждое вещество должно быть на своем месте. Вот и триклозану, уникальному мощному антисептику, место в инфекционных отделениях больниц и в местах вспышки инфекционных заболеваний, то есть применять это вещество, как и любое другое, надо по назначению.