Кривое зеркало и здоровье

С. Анофелес
(«ХиЖ», 2022, №8)

Интернетные соцсети породили интереснейший феномен — вероятностную правду. Пользователь штудирует источники в Сети, пытаясь, скажем, узнать, как укрывать розы на зиму. При этом он видит взаимоисключающие советы. Какой способ выбрать? Скорее всего, тот, про который рассказывает большинство источников. То есть основа этого выбора не имеет ничего общего с истиной.

Если речь идет о розе, то неверный выбор не так уж страшен. А если о здоровье человека? Свежую иллюстрацию, показывающую масштаб проблемы, подготовили канадские исследователи во главе с Эммой Квин (Emma K Quinn) из Университета Британской Колумбии (JMIR Infodemiology 2022; 2(1)). Они изучили, как в интернетных видеороликах отражается лечение ковида витамином D.

На заре эпидемии среди прочих возникла гипотеза, что сам факт заболевания и его тяжесть зависят от того, сколько у человека витамина D. Ее пытались подтвердить медицинской статистикой, однако научное сообщество осталось неудовлетворено качеством этих данных, и тему отставили. А вот в соцсетях она всплыла.

Во многих популярных роликах авторы рассказывали, что вот он, источник зла, — люди мало загорают. Вот она защита от злобного вируса, причем совершено бесплатная: снял одежду и гуляй на солнце час-другой. Витамин сам собой и выработается. Не хочешь загорать — пожалуй в аптеку.

Другие ролики, впрочем, были менее оптимистичны: мол, есть такое мнение, особо научными знаниями не подтвержденное. Поэтому сильно рассчитывать на витамин не нужно, да и с дозой надо поосторожнее, как бы не переборщить. Ну и, конечно, часовые прогулки нагишом под палящим солнцем не самое полезное времяпрепровождение.

Канадцы нашли 77 популярных роликов на английском языке, затрагивающих тему ковида и витамина D. Их посмотрело более 10 млн человек. Так вот, лишь 19% роликов, 15 штук, не содержали вводящей в заблуждение информации о витамине. Из них 80% были сделаны медиками. Неужели остальные ролики, содержащие недостоверную информацию, делали дилетанты? Нет, 35% из них также готовили медики, то есть люди, которым публика доверяет. И цель достигнута — продажи витамина D в аптеках выросли.

Авторы статьи, правда, не усматривают прямой связи между исследованными роликами и изготовителями витамина. Однако отмечают: «Пандемия привела к тому, что влиятельные лица в сфере здравоохранения и компании, продвигающие продукты, которые повышают иммунитет, извлекли выгоду». Это помогает несколько лучше понять суть феномена вероятностной правды в информационном обществе.

pic_2022_08_63.jpg

Иллюстрация: Тончи Бендер

Разные разности
Кофе и мы
Когда лучше пить кофе? Утром? Днем? Вечером? Казалось бы, бессмысленный вопрос — когда хочу, тогда и пью. И тем не менее он стал предметом исследования ученых.
Кофе и муравьи
Мы как будто и так знаем, что чашка кофе стимулирует умственные способности. Однако это субъективный опыт, и хорошо бы подтвердить его в независимых и однозначных экспериментах. Для этого ученые исследовали влияние кофеина на память в экспериментах н...
Кофе и пчелы
Если вы думаете, что только люди любят кофе, то глубоко заблуждаетесь. Кофеин очень любят пчелы. Из предлагаемых напитков пчелы выберут тот, в котором есть кофеин. Похоже, об этом знают растения и используют эту пчелиную слабость в своих интересах.
Пишут, что…
…бабочки в полете постоянно изменяют угол наклона своего тела, чтобы как можно дольше парить между редкими взмахами крыльев, отчего направление их движения становится непредсказуемым… …если заглушить группу нейронов в гипоталамусе, то можно избавит...