Кривое зеркало и здоровье

С. Анофелес

Интернетные соцсети породили интереснейший феномен — вероятностную правду. Пользователь штудирует источники в Сети, пытаясь, скажем, узнать, как укрывать розы на зиму. При этом он видит взаимоисключающие советы. Какой способ выбрать? Скорее всего, тот, про который рассказывает большинство источников. То есть основа этого выбора не имеет ничего общего с истиной.

Если речь идет о розе, то неверный выбор не так уж страшен. А если о здоровье человека? Свежую иллюстрацию, показывающую масштаб проблемы, подготовили канадские исследователи во главе с Эммой Квин (Emma K Quinn) из Университета Британской Колумбии (JMIR Infodemiology 2022; 2(1) - полный текст). Они изучили, как в интернетных видеороликах отражается лечение ковида витамином D.

На заре эпидемии среди прочих возникла гипотеза, что сам факт заболевания и его тяжесть зависят от того, сколько у человека витамина D. Ее пытались подтвердить медицинской статистикой, однако научное сообщество осталось неудовлетворено качеством этих данных, и тему отставили. А вот в соцсетях она всплыла.

Во многих популярных роликах авторы рассказывали, что вот он, источник зла, — люди мало загорают. Вот она защита от злобного вируса, причем совершено бесплатная: снял одежду и гуляй на солнце час-другой. Витамин сам собой и выработается. Не хочешь загорать — пожалуй в аптеку.

Другие ролики, впрочем, были менее оптимистичны: мол, есть такое мнение, особо научными знаниями не подтвержденное. Поэтому сильно рассчитывать на витамин не нужно, да и с дозой надо поосторожнее, как бы не переборщить. Ну и, конечно, часовые прогулки нагишом под палящим солнцем не самое полезное времяпрепровождение.

Канадцы нашли 77 популярных роликов на английском языке, затрагивающих тему ковида и витамина D. Их посмотрело более 10 млн человек. Так вот, лишь 19% роликов, 15 штук, не содержали вводящей в заблуждение информации о витамине. Из них 80% были сделаны медиками. Неужели остальные ролики, содержащие недостоверную информацию, делали дилетанты? Нет, 35% из них также готовили медики, то есть люди, которым публика доверяет. И цель достигнута — продажи витамина D в аптеках выросли.

Авторы статьи, правда, не усматривают прямой связи между исследованными роликами и изготовителями витамина. Однако отмечают: «Пандемия привела к тому, что влиятельные лица в сфере здравоохранения и компании, продвигающие продукты, которые повышают иммунитет, извлекли выгоду». Это помогает несколько лучше понять суть феномена вероятностной правды в информационном обществе.

pic_2022_08_63.jpg

Иллюстрация: Тончи Бендер


Разные разности
Светящаяся петуния
Что вы скажете по поводу петунии, чьи цветки светятся в темноте подобно светлячкам? Скажете — небывальщина? Нет. Такие петунии уже появились на рынке. И появились они благодаря российской биотехнологической компании «Планта».
«Царица полей» против мышьяка
У кукурузы как кормовой культуры есть масса достоинств. Недавно ученые обнаружили у нее еще одно необычное свойство. И связано оно с мышьяком.
Живая музыка против консервированной
Музыка — это великолепный инструмент, который при умелом использовании позволяет нам перенастраивать свой мозг, регулировать состояние нервной системы, быстро переключиться и давать мозгу возможность отдохнуть. Но здесь возникает вопрос. Если сл...
Пишут, что...
…ИИ, пишущий по заданию текст или рисующий картинку, выделяет в сотни раз меньше диоксида углерода, чем люди, выполняющие те же задачи… …дальний ультрафиолет (222 нм), безобидный для человека, обезвреживает в помещении больше 99% ...