Поверхность суши давно поделена. Нет ни одного клочка земли, на который не претендовало бы какое-нибудь государство. Но 70% поверхности Земли покрыто океаном. И еще полвека назад большая часть стран притязала только на полосу вдоль своих берегов шириной в три мили. С тех пор ситуация поменялась, территориальные воды у многих стран подросли до 12 миль, и появилось понятие эксклюзивной экономической зоны шириной до 200 миль. Но тем не менее в океане достаточно пространства, которое до сих пор имеет статус нейтральных вод.
Регулярно возникают проекты устройства поселений в море с целью избежать пристального внимания государства. Сначала это была фантастическая идея Жюля Верна, который описал свой Стандард-Айленд — плавучий остров из одноименного романа — как офшорный (от английского off shore, вне берегов) рай для мультимиллионеров.
В 60-е годы появились «пиратские» радиостанции, располагавшиеся на кораблях в нейтральных водах и транслировавшие музыку без выплаты лицензионных отчислений, поскольку над ними не было правительства, способного их принудить. Современные нарушители копирайта в Интернете унаследовали название «пираты» именно от этих морских музыкальных разбойников.
Полвека назад отставной английский майор Рой Бейтс захватил заброшенную платформу для зенитных орудий в семи милях от берега в Ла-Манше и объявил себя монархом независимого государства Силенд [1]. Девизом нового государства он выбрал латинскую фразу «E mare Libertas» — «Из моря — свобода».
Эту платформу построил во время Второй мировой войны английский флот, чтобы разместить на ней батарею, защищавшую Англию от бомбардировщиков люфтваффе. Пока шла война, формальная граница трехмильной зоны никого не волновала, а потом платформа оказалась ничейной в нейтральных водах, чем и воспользовался Бейтс.
Англичане чудаков любят и ценят, поэтому после отражения попытки снести платформу Силенд оставили в покое. Но создать процветающую экономику Силенду не удалось ни на базе радиотрансляций в конце 60-х годов, ни путем предоставления хостинговых услуг в период доткомовского бума в начале века, ни с помощью туризма в последние годы. Да и полноценного международного признания эта страна не получила. В настоящее время даже номинальный монарх, сын основателя государства Майкл Бейтс, проживает за пределами Силенда.
Более амбициозный проект предлагает компания «FreedomShip» [2] — построить корабль длиной более километра, пригодный для постоянного обитания ста тысяч человек. Ставится задача создания уникального сообщества с собственной системой образования, предназначенного в первую очередь для богатых людей. На корабле должен быть устроен аэродром, способный принимать современные реактивные бизнес-джеты, благо размеры корабля это позволяют. Этот проект пока не реализован, и непонятно, будет ли.
А вот 200-метровый корабль «The World» [3] со 165 шикарными апартаментами уже более десяти лет ходит по морям. Его, конечно, рассматривают как крупнейшую в мире частную яхту, а не как плавучий город, но, если не считать относительно скромных размеров, он очень похож на жюльверновский Стандард-Айленд.
Так или иначе, и этот корабль, и «FreedomShip», и Стандарт-Айленд не способны обходиться без заходов в порты, пополнения запасов, технического обслуживания и ремонта.
Более демократичный подход к вопросу плавучих поселений предлагает калифорнийский Seasteading Institute [4]. Термин «систединг» образован от английского sea (море) и homesteading — так называлась во второй половине XIX века политика предоставления каждому американцу участка земли в западных штатах. Позднее это слово стало обозначать создание самодостаточных хозяйств, обеспечивающих себя всем необходимым.
«Институт систединга» начинался с утопического проекта создания поселений в нейтральных водах, вне юрисдикции существующих государств, но позднее авторы пришли к выводу, что лучше ориентироваться на размещение города в территориальных водах какой-нибудь страны. Дело в том, что на протяжении уже сотен лет морские державы вполне способны силовыми методами наводить свои порядки в нейтральных водах. Поэтому независимые нации вроде Силенда могут существовать только в качестве курьеза. А построить экономику на деятельности, запрещенной законом на суше, у плавучего поселения не получится.
В рамках движения систединга рассматривается несколько вариантов строительства поселений в открытом море — на базе обыкновенных судов, на базе полупогруженных структур по образцу нефтяных буровых платформ или на базе понтонов, на палубе которых строятся более-менее обычные дома.
Кроме независимости от государственного регулирования систединг обеспечивает и независимость другого рода — независимость от сообщества соседей. И в большинстве представленных сейчас на сайте проектов этот момент сохранен. Если вас не устраивает окружение, вы можете отдать швартовы, связывающие ваш дом с плавучим городом, и отплыть искать более подходящую вам социальную среду. Обитатели куда более комфортабельных «The World» или «FreedomShip» такой возможности лишены.
Тем не менее не совсем понятно, что может привлечь людей поселиться в плавучем городе. Возможность жить в вечном круизе, как это предлагает «The World», привлекательна для немногих.
Бельгийский архитектор Винсент Каллебо, работы учеников которого мы уже рассматривали в майском номере, предполагает, что глобальное потепление вызовет подъем уровня океана и многие люди просто лишатся своих нынешних домов. Именно для таких климатических беженцев он спроектировал свой плавучий город Лилипэд [5]. Этот плавучий город, рассчитанный на 50 тысяч человек, должен обеспечивать сам себя пресной водой, энергией и продукцией сельского хозяйства. В качестве прототипа он взял лист крупнейшего водного растения Земли, амазонской Victoria regia, достигающий в диаметре полутора-двух метров, и увеличил его в 250 раз.
Хотя очевидно, что без эксплуатации окружающей акватории (разведения рыбы, моллюсков, водорослей) 50 тысяч человек на таком небольшом плавучем островке вряд ли прокормятся. А ведь нужно еще где-то брать запчасти для поддержания функционирования высокотехнологичного островка.
Жизнь в море, очевидно, будет обходиться дороже, чем жизнь на суше с тем же уровнем комфорта. Плавучий город должен противостоять ударам стихии, возможно, должен уметь перемещаться. Дырка в стене наземного дома — обычно не более чем сквозняк и некоторый перерасход энергии на отопление, а дырка в борту плавучего города — угроза затопления. Поэтому плавучий город должен быть готов тратить на свое жизнеобеспечение больше, чем сухопутный.
В общем, чтобы обрести настоящую свободу, плавучему городу нужно каким-то образом вписаться в международное разделение труда. Как место элитного туризма, на что рассчитывают авторы проекта «FreedomShip», или как центр аквакультуры. Но пожалуй, единственной надежной защитой от посягательств сухопутных государств может быть только спрос на уникальную продукцию плавучего города, для производства которой он должен оставаться уникальным сообществом, живущим по своим законам.
1. https://www.sealandgov.org/
4. https://www.seasteading.org/
5.