Почему возникают и исчезают культуры? Оказывается, иногда по металлургическим и химическим причинам.
В самом конце позапрошлого века, в 1897 году, археолог Н.И. Веселовский раскопал в Адыгее Большой Майкопский курган и на следующий год — две новослободенские гробницы. В науку вошла Майкопская археологическая культура. Богатые захоронения с обилием золотых украшений — произведений искусства. Но не это главное, и даже не драгоценности, в которых оригинально сочетаются золото, серебро и сердолики. Главное — металл: мышьяковисто-никелевая бронза и изделия из нее.
![]() |
Этот кувшин нашли в Майкопском кургане Ошад, который открыл в 1897 году профессор Н.И. Веселовский
|
Современные датировки указывают на глубокую древность майкопской культуры. Она существовала около 1000 лет, охватывая IV тысячелетие до н.э. Ранее — в V тысячелетии до н.э. — на Балканах существовала другая замечательная культура, характеризующаяся высокой культурой металлургии и металлообработки. Она использовала, помимо золота и серебра, медь, которая выплавлялась в больших количествах из окисленных руд — малахита и азурита.
Однако особый тип полиметаллических месторождений Северного Кавказа позволил местным или пришедшим туда племенам осуществить выплавку из руды совершенно другого — легированного — металла. Это была первая бронза. Судя по всему, процесс, который удалось осуществить, в современной металлургии называется плавкой на штейн. Помимо самого тяжелого металлического слоя, использовавшегося для литья бронзы в форму, образуется расплавленный штейн — слой сульфидов железа, никеля, кобальта. Кроме того, для данного типа руд образуется еще третий слой мышьяковых соединений — шпейза. Получаемая при этом металлическая медь содержит примеси (никель, мышьяк и др.), которые кардинально улучшали механические свойства сплава. За столетия была оптимизирована концентрация примесей.
И это открытие нового функционального материала привело к появлению очень важных — революционных — культурных инноваций. Появились новые инструменты, связанные с деревообработкой: бронзовые втульчатые топоры, долота, тесла, а также мотыги. Появилось холодное оружие: бронзовые кинжалы с ребрами жесткости. В одной гробнице найден даже настоящий меч. Ни у кого такого оружия в то время не было, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Исходя из формы и размеров кинжалов, можно констатировать чрезвычайную древность обычая ношения кинжалов в кавказской одежде. Судя по захоронениям, именно тогда (шесть тысяч лет назад!) сложилась традиция ношения двух кинжалов — большого и малого. Кроме того, можно сделать вывод, что как боевое искусство поножовщина на несколько тысячелетий старше фехтования.
Кроме того, местные мастера освоили изготовление бронзовых котлов. Появление бронзовых котлов — не менее значимая инновация, чем бронзовых кинжалов. Эта очень сложная технология имела большое социальное значение, так как ставила на новый уровень организацию пиров, которые, судя по всему, входили в круг неотъемлемых обязанностей «больших людей» племени. Организация пиров переходит на новый уровень — в том числе, с точки зрения кулинарии. Не зря котлы вместе с кинжалами помещали в гробницы.
Еще одна важная деталь, которая была выяснена в процессе археологических раскопок: мастера майкопской культуры изобрели бронзовые спирали, которые вставляли в ноздри быкам. Это позволило решить проблему управления могучими животными, что обеспечило тягловую силу и, возможно, использование их в кавалерии. Этот прием управления быками используется до сих пор, хотя форма (кольца) и металл, из которого их делают, изменился.
Ну и нельзя не отметить высокий уровень ювелиров и златокузнецов, и изобретение нового, неведомого ранее типа украшений, сочетающих металл (золото, серебро) с полудрагоценными камнями (сердоликом).
Таким образом, в IV тысячелетии до н.э. Кавказ стал одним из важнейших центров развития металлургии и металлообработки на земле, задолго до становления государств Шумера и Древнего Египта. Ни одна синхронная культура Передней Азии и Европы не обладала таким набором бронзового оружия, орудий труда, быта и металлической посуды, включая изделия из золота. Попутно заметим, что не легендарный китаец Чи Ю стал первым изготавливать оружие из металла. Впервые это сделал безвестный житель Северного Кавказа. В Китае бронза появилась на пару тысячелетий позже. Носителями майкопской культурной общности, по-видимому, стали разные народы, племена разного происхождения, разной культуры, как местные, так и пришедшие с юга (возможно, предки абхазов) и с запада. Их всех объединил металл.
В этой связи встает проблема языка. Языковеды методами компаративистики реконструирует прасеверокавказский язык, в котором насчитывается семь разных терминов для обозначения металлов. С учетом сплавов кандидатом на привязку в пространстве — времени рассматривается более древняя культура Балкан V тысячелетия до н.э. Однако майкопская культурная общность характеризуется, по крайней мере, уже названными инновациями. Если для них удастся реконструировать соответствующие термины, родина прасеверокавказских языков естественно переместится на предгорья Кавказа; тут слово за лингвистами.
Очевидно, что технические инновации привели к существенному изменению социальной структуры общества, формированию военной аристократии, вождей (именно их хоронили в курганах), зарождению жречества. Очень интересен вопрос о социальном статусе кузнецов, которые, судя по археологическим данным, жили отдельно и вне поселений.
Но эта блестящая культура, просуществовав почти тысячу лет, исчезла. Почему? Наверное, это было вызвано совокупностью разных причин. Но одна из них носила химический характер.
Характерная черта металлургического процесса получения мышьяковистой бронзы — чрезвычайная ядовитость. При восстановлении сульфидных руд образуются пары двуокиси серы — это яд. Однако основная токсичная примесь — мышьяк, он нарушает работу нескольких сотен энзимов в организме человека, следствие — нарушение работы головного мозга, кишечника, желудка, респираторного аппарата, почек, системы кроветворения, сердечно-сосудистых структур. Предельно допустимая концентрация (ПДК) в воздухе для мышьяка составляет 0,5 мг/м³. Работают с мышьяком в герметичных боксах, используя защитную спецодежду. Из-за высокой токсичности соединения мышьяка применялись как отравляющие вещества в Первую мировую войну. В тридцатых годах XX века северокавказские полиметаллические руды, содержащие мышьяк, были использованы для получения первого советского кобальта. Однако сейчас с ними никто не работает — именно из-за ядовитости процесса и невозможности соблюдения требований техники безопасности.
Выпустив из бутылки мышьякового джинна, майкопцы, наряду с огромными преимуществами, получили комплекс проблем. Крайняя ядовитость процесса делала жизнь кузнецов короткой, было труднее передать навыки ученикам. Далее, М. Харпер полагает, что хромота мифологических богов — кузнецов (греческий Гефест, римский Вулкан, германо-скандинавский Вёлунд, финский Ильмаринен) есть далекий отголосок дистрофии ног, одного из следствий отравления мышьяком.
При этом неизбежно происходило хроническое отравление мышьяком всей популяции как через питьевую воду, так и, в первую очередь, через котлы из мышьяковистой бронзы. Аналогично тому, что, как считается, одной из причин падения Рима является хроническое отравление его жителей свинцом от водопроводных труб. Сырье, дающее бронзу, было причиной расцвета майкопской культурной общности, и оно же стало одной из причин упадка и исчезновения этой блестящей культуры.
Дальнейшее развитие металлургии бронзового века было связано с открытием нового типа бронзы, содержащей присадки олова (а также и других примесей) к меди. К счастью, процесс получения таких сплавов существенно менее ядовит.
Доктор химических наук
П.П. Федоров