Автомобили с автопилотом пока недоступны для личного пользования. Лишь в Германии и некоторых штатах США их можно применять в частной коммерции. Разработчики считают, что новая технология облегчит управление автомобилем — снизит напряжение водителя и позволит ему распорядиться своим временем более продуктивно.
Например, при движении в пробке в режиме автопилота он сможет убрать руки с руля и переключить внимание на центральный дисплей автомобиля, чтобы заняться другими задачами, например изучить маршрут. Но ему придется вернуться к управлению, если, например, скорость превысит 60 км/час. Перед этим автопилот пошлет специальный сигнал. Однако успеет ли водитель среагировать?
Оказалось, это можно понять по его глазам. Группа инженеров из Университетского колледжа Лондона под руководством профессора нейронаук Нилли Лэви (Nilli Lavie) создала новый способ, который позволяет понять, насколько водитель сконцентрирован на дисплее и готов отвлечься на сигнал автопилота.
Исследователи провели два эксперимента по передаче управления, в которых участвовали 42 человека. Их просили найти на экране со многими разноцветными фигурами определенное изображение и удерживать на нем взгляд. Затем звучал сигнал автопилота, участники должны были отвести взгляд от дисплея и нажать кнопку.
Исследователи анализировали движения взгляда водителя по экрану вкупе с интервалом между сигналом и нажатием кнопки. На основании этих экспериментальных данных ученые определяли уровень внимания водителей. Чем выше был уровень внимания, тем дольше водители задерживали взгляд на изображениях на дисплее. На этих данных инженеры тренировали программу искусственного интеллекта, чтобы она могла понять, насколько сложной задачей занят водитель. После этого программа научилась определять уровень концентрации водителя на дисплее лишь по движению глаз.
Результаты исследования пригодятся в разных областях деятельности, например, для контроля летчиков, операторов непрерывных производств или военных. ИИ поможет выяснить состояние оператора везде, где он может быть сосредоточен на чем-либо и не способен быстро среагировать. Это, по мнению инженеров, следует учитывать в конструкции автопилотов и других устройств. Исследование опубликовано в журнале Cognitive Research: Principles and Implications.