Четвертая мозговая оболочка

И. Иванов

Анатомические открытия теперь стали редкостью, однако все же случаются. Продолжает раскрывать свои секреты мозг, один из наиболее сложных и наименее изученных человеческих органов. Связано это с достижениями молекулярной биологии и новыми техниками получения его изображений.

Анатомическим открытием стало обнаружение неизвестного ранее компонента многослойной менингиальной оболочки мозга, мезотелия. Он одновременно работает как защитный барьер и как платформа иммунных клеток, которые борются с нейроинфекциями и воспалениями. Новый результат под руководством профессора нейроанатомии Копенгагенского университета Кьельда Мёлльгарда (Kjeld Møllgård) получила американо-датская команда ученых, которая в Рочестерском университете проводила опыты на мышах в лаборатории доктора Майкин Недергаард (Maiken Nedergaard). Доктор знаменита своими глубокими исследованиями глиоцитов, вспомогательных клеток нервной ткани, а также открытием глимфатической системы мозга, удаляющей токсичные продукты его жизнедеятельности.

Неизвестная ранее анатомическая структура представляет собой пленку, аналогичную мезотелию, который окружает внутренние органы тела, включая легкие и сердце, или выстилает их полости. Мезотелий также покрывает снаружи кровеносные сосуды и, как правило, содержит иммунные клетки.

Менингиальная оболочка разделяет поток спинномозговой жидкости внутри и вокруг мозга, помогает ее контролировать и обеспечивает иммунную защиту. До сих пор были известны три мембраны менингиального слоя, создающие гематоэнцефалический барьер и обеспечивающие циркуляцию жидкости. Это твердая, паутинная и мягкая оболочки головного и спинного мозга.

Четвертая мембрана состоит из одного или нескольких клеточных слоев и служит барьером, который пропускает к коре головного мозга только очень маленькие молекулы. Скорее всего, это часть глимфатической системы, контролирующей поток спинномозговой жидкости и удаляющей белки, вызывающие заболевания мозга и деменцию. По-видимому, мембрана также защищает мозг от попадания иммунных клеток извне, у нее есть собственные иммунные клетки.

Авторы исследования заметили, что у старых мышей и при воспалениях мозга у грызунов разных возрастов увеличивается концентрация и разнообразие иммунных клеток на мембране. Нейрофизиологи также доказали, что четвертая оболочка существует не только у мышей, но и у человека. Статья о новом достижении опубликована в начале года в журнале Science.

…ИИ, пишущий по заданию текст или рисующий картинку, выделяет в сотни раз меньше диоксида углерода, чем люди, выполняющие те же задачи… …дальний ультрафиолет (222 нм), безобидный для человека, обезвреживает в помещении больше 99% ...