«Химия и Жизнь», Январь 2022

В номере:

Событие

Прямо перед Новым годом началась новая эра наблюдательной астрономии: с космодрома Куру во французской Гвиане наконец запущен инфракрасный телескоп имени Джеймса Уэбба (James Webb Space Telescope, JWST). Эта космическая обсерватория нового поколения разработана НАСА при участии Канадского и Европейского космических агентств. Ее создали тысячи ученых и инженеров из нескольких сотен компаний и организаций семнадцати стран мира.

Событие

Именем Джеймса Уэбба назван свежезапущенный в космос инфракрасный телескоп. А кем был этот человек? Оказывается, именно с его деятельностью связана попытка радикальных преобразований в США, которая была направлена на использование технологии космического менеджмента для преодоления бедности и повышения качества жизни в городах. Попытка удалась частично, однако во многом благодаря Джеймсу Уэббу США стали той страной, которая до недавнего времени была символом технического могущества.

В XX веке сформировалась новая область науки, предметом изучения которой стала сама наука. В 2022 году исполняется 100 лет со дня рождения трех классиков в этой области: Томаса Куна (1922–1996), Имре Лакатоса (1922–1974) и Дерека Прайса (1922–1983). И 120 лет со дня рождения четвертого — Карла Поппера (1902–1994). Как и большинство первопроходцев, они были не только исследователями, но и выдающимися мыслителями.

Алексей Степанов

— Ты, Ирискин, на должности не засиделся?
— А что, вакансия на повышение есть, Михал Давыдыч?
— Губы-то не раскатывай, Ирискин. Ты за последние два года что хорошего сделал, а?
— Ну как же, Михал Давыдыч, четыре отчета! А патенты, а статьи?
— А продавать мы отчеты будем, да? Вот ты с этих продаж и заработаешь, Ирискин! Как раз одну фигу. Без масла. А должность тебе светит, Ирискин. Только малодоходная — клиента биржи труда.

И.Н. Григорьев

Количество ярких химических опытов не бесконечно, и «Химия и жизнь» за почти 60 лет своего существования, разумеется, писала обо всех. И все же иногда встречаются малоизвестные химические фокусы, как, например, этот, родом из XVIII века. Напоминаем, что эксперименты следует делать с соблюдением мер техники безопасности в химическом кружке под руководством учителя. Для опыта потребуются нитрат калия (калийная селитра), карбонат калия (поташ) и сера.

Результаты: алгоритмы и роботы

Очевидно, что миниатюрные роботы часто должны действовать группой: работа в ней восполняет недостатки отдельных устройств. И здесь встает вопрос режимов и алгоритмов управления командной работой. При их разработке инженеры обычно стараются копировать коллективное поведение некоторых насекомых. Не остались в стороне от этого подхода и инженеры из университета Нотр-Дам-Луэз.

Результаты: алгоритмы и роботы

Группа пяти исследователей из Массачусетского технологического института создала манипулятор, который способен находить нужный предмет среди вороха других, даже если он глубоко зарыт. Манипулятор делает это с помощью видеокамеры, радиопередатчика и алгоритмов искусственного интеллекта.

Результаты: алгоритмы и роботы

Когти для коптера. Так вкратце можно описать конструкцию, которую разработал и построил доктор Уильям Родерик из Стэнфордского университета: он создал железную птицу с электронным управлением, которая садится на ветви, хватает различные предметы и несет их в когтях.

Результаты: алгоритмы и роботы

Инженеры центрального исследовательского подразделения компании «Тойота» построили и подняли в воздух маленький круглый аппарат весом 1,8 грамма. По его периметру равномерно расположены шесть «стрекозиных» крылышек, а энергия к их приводам поступает через бортовой радиоприемник со стационарной радиостанции.

Результаты: алгоритмы и роботы

Мягкие тактильные датчики — одна из развивающихся областей робототехники. Однако если кожа живых существ самовосстанавливается, то искусственную кожу с сенсорами приходится регулярно менять и подстраивать соответствующее программное обеспечение. Значительного успеха в решении этих проблем недавно добилась группа исследователей из Университета Карнеги — Меллона и лаборатории искусственного интеллекта компании «Мета». Они создали мягкий магнитный сенсор ReSkin — тонкую, долгоживущую и дешевую искусственную кожу.

Половина мирового поголовья попугаев живет в неволе, и многим там отнюдь не комфортно. Любители попугаев щедро раздают советы по их содержанию, а ученые выясняют, от чего именно страдают эти птицы, а главное — почему.

Кориолус многоцветный — один из наиболее известных свободнорастущих грибов, который используют в кулинарии и медицине. В Японии и Китае издавна пили отвар из грибного порошка, полагая, что он способствует здоровью, силе и долголетию. В 1977 году кориолус признала японская официальная медицина, в Китае это произошло на десять лет позже. В последние годы кориолусом заинтересовались и в западных странах, но подавляющее большинство исследований принадлежит китайцам.

Л.А. Ашкинази

Эту заметку можно считать продолжением воспоминаний о приборной стороне научной работы (см. «Химию и жизнь», 1993, 4–8; 2018, 10). Наука — это всегда приборы, и кое-что из прошлого интересно само по себе или может быть полезно будущему. Наука — это всегда эмоции, а уж какие эмоции возникают из-за приборов — кино и театр могут позавидовать. Вот несколько историй на эту тему; все они произошли или при мне, или были рассказаны именно участниками событий. Если место действия не указано — это Всесоюзный электротехнический институт им. В.И. Ленина в Москве.

Александр Карапац

Президент подошел к панорамному окну. Над городом стелился дым: горели кварталы, пострадавшие от последнего ракетного удара оппозиции. Спасатели работали в авральном режиме, но все равно потерь избежать не удалось. Президент обернулся к помощнику:
— Нашли террористов?
— Нет, господин президент! У них оказалась современная система экранирования. Точки пуска ракет мы вычислили, но, когда прибыли наши подразделения, там уже никого не было.

Семен Скорынин

Городская поликлиника. В кабинет хирурга распахнулась дверь, в проеме замаячил новый пациент.
— Проходите-проходите... Присаживайтесь... — бодро отозвался доктор, раскачиваясь в кресле. — Костыли можете положить рядом... Вот здесь... Давайте ваши листы... Так-так... Операция по восстановлению ноги?.. Правой?.. — Доктор привстал, словно не веря прочитанному, и еще раз оглядел посетителя. — Угу... Ну что же, раздевайтесь и ложитесь в капсулу регенерации!..