«Химия и Жизнь», Январь 2022

В номере:

Событие

Прямо перед Новым годом началась новая эра наблюдательной астрономии: с космодрома Куру во французской Гвиане наконец запущен инфракрасный телескоп имени Джеймса Уэбба (James Webb Space Telescope, JWST). Эта космическая обсерватория нового поколения разработана НАСА при участии Канадского и Европейского космических агентств. Ее создали тысячи ученых и инженеров из нескольких сотен компаний и организаций семнадцати стран мира.

Событие

Именем Джеймса Уэбба назван свежезапущенный в космос инфракрасный телескоп. А кем был этот человек? Оказывается, именно с его деятельностью связана попытка радикальных преобразований в США, которая была направлена на использование технологии космического менеджмента для преодоления бедности и повышения качества жизни в городах. Попытка удалась частично, однако во многом благодаря Джеймсу Уэббу США стали той страной, которая до недавнего времени была символом технического могущества.

В XX веке сформировалась новая область науки, предметом изучения которой стала сама наука. В 2022 году исполняется 100 лет со дня рождения трех классиков в этой области: Томаса Куна (1922–1996), Имре Лакатоса (1922–1974) и Дерека Прайса (1922–1983). И 120 лет со дня рождения четвертого — Карла Поппера (1902–1994). Как и большинство первопроходцев, они были не только исследователями, но и выдающимися мыслителями.

Алексей Степанов

— Ты, Ирискин, на должности не засиделся?
— А что, вакансия на повышение есть, Михал Давыдыч?
— Губы-то не раскатывай, Ирискин. Ты за последние два года что хорошего сделал, а?
— Ну как же, Михал Давыдыч, четыре отчета! А патенты, а статьи?
— А продавать мы отчеты будем, да? Вот ты с этих продаж и заработаешь, Ирискин! Как раз одну фигу. Без масла. А должность тебе светит, Ирискин. Только малодоходная — клиента биржи труда.

И.Н. Григорьев

Количество ярких химических опытов не бесконечно, и «Химия и жизнь» за почти 60 лет своего существования, разумеется, писала обо всех. И все же иногда встречаются малоизвестные химические фокусы, как, например, этот, родом из XVIII века. Напоминаем, что эксперименты следует делать с соблюдением мер техники безопасности в химическом кружке под руководством учителя. Для опыта потребуются нитрат калия (калийная селитра), карбонат калия (поташ) и сера.

Результаты: алгоритмы и роботы

Очевидно, что миниатюрные роботы часто должны действовать группой: работа в ней восполняет недостатки отдельных устройств. И здесь встает вопрос режимов и алгоритмов управления командной работой. При их разработке инженеры обычно стараются копировать коллективное поведение некоторых насекомых. Не остались в стороне от этого подхода и инженеры из университета Нотр-Дам-Луэз.

Результаты: алгоритмы и роботы

Группа пяти исследователей из Массачусетского технологического института создала манипулятор, который способен находить нужный предмет среди вороха других, даже если он глубоко зарыт. Манипулятор делает это с помощью видеокамеры, радиопередатчика и алгоритмов искусственного интеллекта.

Результаты: алгоритмы и роботы

Когти для коптера. Так вкратце можно описать конструкцию, которую разработал и построил доктор Уильям Родерик из Стэнфордского университета: он создал железную птицу с электронным управлением, которая садится на ветви, хватает различные предметы и несет их в когтях.

Результаты: алгоритмы и роботы

Инженеры центрального исследовательского подразделения компании «Тойота» построили и подняли в воздух маленький круглый аппарат весом 1,8 грамма. По его периметру равномерно расположены шесть «стрекозиных» крылышек, а энергия к их приводам поступает через бортовой радиоприемник со стационарной радиостанции.

Результаты: алгоритмы и роботы

Мягкие тактильные датчики — одна из развивающихся областей робототехники. Однако если кожа живых существ самовосстанавливается, то искусственную кожу с сенсорами приходится регулярно менять и подстраивать соответствующее программное обеспечение. Значительного успеха в решении этих проблем недавно добилась группа исследователей из Университета Карнеги — Меллона и лаборатории искусственного интеллекта компании «Мета». Они создали мягкий магнитный сенсор ReSkin — тонкую, долгоживущую и дешевую искусственную кожу.

Половина мирового поголовья попугаев живет в неволе, и многим там отнюдь не комфортно. Любители попугаев щедро раздают советы по их содержанию, а ученые выясняют, от чего именно страдают эти птицы, а главное — почему.

Кориолус многоцветный — один из наиболее известных свободнорастущих грибов, который используют в кулинарии и медицине. В Японии и Китае издавна пили отвар из грибного порошка, полагая, что он способствует здоровью, силе и долголетию. В 1977 году кориолус признала японская официальная медицина, в Китае это произошло на десять лет позже. В последние годы кориолусом заинтересовались и в западных странах, но подавляющее большинство исследований принадлежит китайцам.

Л.А. Ашкинази

Эту заметку можно считать продолжением воспоминаний о приборной стороне научной работы (см. «Химию и жизнь», 1993, 4–8; 2018, 10). Наука — это всегда приборы, и кое-что из прошлого интересно само по себе или может быть полезно будущему. Наука — это всегда эмоции, а уж какие эмоции возникают из-за приборов — кино и театр могут позавидовать. Вот несколько историй на эту тему; все они произошли или при мне, или были рассказаны именно участниками событий. Если место действия не указано — это Всесоюзный электротехнический институт им. В.И. Ленина в Москве.

Александр Карапац

Президент подошел к панорамному окну. Над городом стелился дым: горели кварталы, пострадавшие от последнего ракетного удара оппозиции. Спасатели работали в авральном режиме, но все равно потерь избежать не удалось. Президент обернулся к помощнику:
— Нашли террористов?
— Нет, господин президент! У них оказалась современная система экранирования. Точки пуска ракет мы вычислили, но, когда прибыли наши подразделения, там уже никого не было.

Семен Скорынин

Городская поликлиника. В кабинет хирурга распахнулась дверь, в проеме замаячил новый пациент.
— Проходите-проходите... Присаживайтесь... — бодро отозвался доктор, раскачиваясь в кресле. — Костыли можете положить рядом... Вот здесь... Давайте ваши листы... Так-так... Операция по восстановлению ноги?.. Правой?.. — Доктор привстал, словно не веря прочитанному, и еще раз оглядел посетителя. — Угу... Ну что же, раздевайтесь и ложитесь в капсулу регенерации!..

27.06.2022 16:00:00

…самцы паука-ткача после спаривания катапультируют со скоростью 65 см/сек., чтобы самка не успела его съесть…

…чемпионы по фиксации углерода — не растения, а почвенные бактерии, которые делают это в 20 раз быстрее…

…под полом собора Парижской Богоматери ученые обнаружили десять саркофагов, которые были похоронены между XIV и XVIII веками…

21.06.2022 14:00:00

Команда французских ученых выяснила, что обычные муравьи, живущие в лесу, могут различать по запаху здоровые и раковые клетки человека.

17.06.2022 14:00:00

Исследователи из Университета Бристоля придумали сенсорное устройство, с помощью которого можно снимать тревогу. Попросту, это — подушка, которая дышит. Ты ее обнимаешь и успокаиваешься.

16.06.2022 13:00:00

В коллекции Эрмитажа есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет, найденных на Северном Кавказе больше ста лет назад. Археолог Н.И. Веселовский, который сделал эту находку, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

15.06.2022 17:00:00

Соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте.