Зона в четырех измерениях

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2022, №12)

Извержения — далеко не единственная опасность, которой подвержен японский регион, принадлежащий так называемому Огненному кольцу. Оно окружает Тихий океан и включает в себя побережья Азии и двух Америк. Здесь иногда буйствуют вулканы, землетрясения, цунами, морские и наземные оползни.

Большую часть кольца занимают так называемые зоны субдукции. Так геологи называют те регионы планеты, в основном на побережьях, где сходятся тектонические плиты. В Северной Америке, например, зона субдукции расположена недалеко от береговой линии северо-западного побережья. Основная догма современной геологии утверждает, что в зонах субдукции одна плита подныривает под другую и, медленно скользя и плавясь, опускается в мантию.

Зоны знамениты самыми мощными явлениями природы. Считается, что трение плит одна о другую вызывает появление цепей вулканов, землетрясения, образование и взрывы магмы и т. д. Механизм тектоники, абсурдный с точки зрения механики сплошной среды и реологии, имеет сильных противников, но никто из геологов не отрицает опасности зон субдукции, знания о которых пока недостатоно полны и систематизированы.

Такое положение дел заставило Национальный научный фонд США выдвинуть широкую программу исследований зон во времени и пространстве. Ее цель состоит в объединении усилий ученых разных специальностей, размещении новых приборов в опасных регионах и разработке более точных моделей явлений. Руководить проектом будет профессор Эмили Бродски (Emily Brodsky) из Калифорнийского университета в Санта-Крузе. Она заявила, что настало время решить вопрос о том, возможно ли предсказать катастрофические события в зонах субдукции.

Концентрировать экспериментальные усилия Бродски предлагает на чилийской зоне субдукции. Она геологически гораздо активнее североамериканской и аляскинской зон, в которых процессы менее проявлены и динамичны. 70% научных приборов и сетей датчиков будут вести наблюдения у берегов Южной Америки.

План предполагает организовать три рабочие группы, которые будут заниматься земным и морским рельефами, разломами и землетрясениями, магматическими извержениями, а также две группы для обобщения данных и моделирования. В группах примут участие 74 ученых из 55 университетов США.

UC Santa Cruz