Европейский мозг и японский язык

Александр Гурьянов

Все мы понемногу учили иностранные языки, где-нибудь и как-нибудь. Но блеснуть ими может не каждый. Как добиться успеха? Что происходит в мозгу при изучении языка? Как можно объективно фиксировать положительные изменения? На эти и другие вопросы отвечает новая работа четырех японских ученых под руководством профессора нейрофизиологии Токийского университета Сакаи Куниёси: они исследовали активность коры головного мозга при изучении иностранного языка.

Пятнадцать европейцев младше тридцати лет, которые изучали английский в школе, впервые приехали в Токио и прошли вводный курс японского, занимаясь им по меньшей мере три часа в день. Дважды, с интервалом примерно в два месяца, с ними провели тесты на чтение и восприятие на слух, а для объективности ученые использовали во время тестов МРТ-сканеры: измеряли активность нейронов разных зон мозга по интенсивности кровотока. Доля правильных ответов в первом тесте составила 45% для чтения и 75% для аудирования, в то время как случайный выбор ответов в тестах дал бы по 25%. Во втором тесте результаты по чтению улучшились до 55%, а по аудированию не изменились. При этом сканирование мозга показало: в начале обучения активность мозга во время теста велика, а по мере приобретения знаний снижается.

Известно, что существуют четыре области мозга, важные для изучения языка. Это грамматический центр и смысловая область в левой лобной доле, а также области словарного запаса и восприятия на слух в височно-теменной доле. Кроме них, есть поддерживающие области памяти в гиппокампе и визуальные области в затылочной доле. В первом тесте все эти области показали значительное увеличение кровотока, отражающее глубокие размышления при узнавании букв и звуков. Во втором тесте томография во время аудирования выявила низкую активность в грамматической и смысловой областях, а во время чтения — в визуальных областях. Лишь в височной доле активность росла, да и то слабо. Ученые предполагают, что причина такова. К первому тесту у студентов еще не сформировался внутренний голос; они не понимают музыку языка и тратят много энергии на узнавание речи. Ко второму тесту этот голос обрел силу, что облегчило выполнение задания.

Результаты прежних тестов Сакаи среди японских подростков в возрасте 13—19 лет, изучавших английский язык, свидетельствуют: шесть лет занятий в школах Токио дают возможность понимать его настолько, что уровень активности мозга не выше, чем при общении на родном языке. Аналогичное снижение активности у иностранцев всего за несколько месяцев вселяет надежду в способность каждого взрослого человека изучить иностранный язык. Профессор уверен: измерения активности зон мозга позволит объективно сравнивать различные методы изучения языка и выбирать наиболее эффективные из них. Нейробиологам новый метод оценки владения языком может помочь при восстановлении пациентов после инсультов и других повреждений мозга.


(Frontiers in Behavioral Neuroscience, 2021, 15, полный текст)

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...