Новая хронология от доктора Марчи

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2021, №3)

Геологи датируют возраст земной поверхности по содержанию в ней радиоактивных элементов. На космических телах в большинстве случаев нет возможности взять пробу грунта, поэтому для определения возраста поверхностей планет, их спутников и астероидов астрофизики применяют модели. Например, давние даты событий времен интенсивных бомбардировок вычисляют по числу ударных кратеров, приходящихся на единицу площади. Грубо говоря, чем кратеров больше, тем древнее регион. Зависимости размера кратеров от размера тела-ударника известны, остается определить их количество в разные периоды эволюции Солнечной системы.

В ХХ веке во время исследований Луны американские астронавты целенаправленно собирали пробы грунта в разных ее регионах. Пробы также взяли советские автоматические станции. Тогда удалось сравнить данные изотопной и относительной кратерной хронологий Луны, определить абсолютное время ее бомбардировок по изотопным часам, а также оценить количество и размеры астероидов, ударявших наш спутник в разные времена. Затем ученые экстраполировали эти данные на окрестности Марса и построили хронологию его поверхности.

Однако теория раннего этапа Солнечной системы не стоит на месте. Доктор Симон Марчи из Юго-Западного научно-исследовательского института (США) на основе этих теоретических уточнений рассчитал вклады разных групп ударников в их общий поток. Его результаты позволили ученому предложить новую хронологию регионов Марса. Он детально рассмотрел ее на примере гнездового кратера Езеро и сильно кратеризованных южных регионов планеты.

Пятидесятикилометровый кратер Езеро расположен на западе равнины Изиды, размер которой полторы тысячи километров. Она перекрывет часть границы огромного Северного полярного бассейна, по-видимому, самого крупного и старого ударного бассейна Марса. Новая хронология уточняет возраст характерных для него гнездовых кратеров. Согласно нее, Езеро образовался 3,1 млрд лет назад, что на полмиллиарда больше общепринятой сегодня цифры, равнина Изиды родилась в интервале 4,05— 4,2 млрд лет назад, а сам полярный бассейн — 4,35—4,40. Для южных регионов теория дает несколько большее число крупных кратеров, чем наблюдается. Доктор Марчи считает, что недостающие кратеры либо стерты временем, либо теорию придется уточнить.

Недавнее успешное приземление и первые опубликованные снимки кратера Езеро, сделанные новым марсоходом «Персеверанс» НАСА, дают надежду на проверку хронологии. Одна из его задач — собрать образцы грунта в кратере и упаковать их; потом другой космический аппарат заберет образцы и доставит их на Землю.

The Astronomical Journal, 2021, 15 марта

19.01.2022 16:00:00

Россети при помощи Роснано и Росатома ввели в действие 31 электрохранилище общей емкостью чуть более 1,5 МВт·часов электричества сразу в нескольких российских регионах.