Акриды

Н. Ручкина

Удалившись в пустыню, пророк Иоанн ел акриды и дикий мед. В наше время мед диких пчел продается за большие деньги, и акриды тоже недешевы. Специалисты рассматривают их как альтернативный источник животного белка.

Кто такие акриды?

pic_2017_02_56.jpg
Художник Н.Колпакова

Акриды, по-­гречески «акридес» — это саранча, собирательное название для нескольких видов, принадлежащих к семейству настоящих саранчовых Acrididae. Их близкие родственники — кузнечики и сверчки. Саранча существует в двух фазах, одиночной и стадной, причем стаи насчитывают миллионы особей. В Книгу рекордов Гиннесса попал рой саранчи Скалистых гор Melanoplus spretus, опустошивший в 1875 году многие районы Соединенных Штатов и Канады. По некоторым оценкам, он весил 27,5 миллиона тонн и состоял из 12,5 ×1012 насекомых. Распахивая земли, американцы свою саранчу умудрились истребить, и теперь в Северной Америке эти насекомые не водятся, как и в Антарктиде, а на остальных континентах они есть. В семействе Acrididae более 10 тысяч видов, но в пищу употребляют преимущественно перелетную саранчу Locusta migratoria, распространенную в Африке, Азии, Австралии, Новой Зеландии и даже в Европе; пустынную саранчу Schistocerca gregaria (Африка, Азия и Ближний Восток); бурую саранчу Locustana pardalina и красную саранчу Nomadacris septemfasciata, обитающую к югу от Сахары.

Энтомофаги Востока и Запада.
Чтобы есть насекомых, нужны привычка и определенная культурная традиция. В жарких странах их потребляют с незапамятных времен, поскольку там они крупны и изобильны. В списке самых поедаемых насекомых саранча вместе со сверчками и кузнечиками занимает четвертое место, уступая жукам, бабочкам и перепончатокрылым (к последним относятся осы, пчелы и муравьи). Она даже в Библии упомянута как разрешенный к потреблению продукт. Во II веке до нашей эры Диодор Сицилийский назвал людей из Эфиопии акридофагами, то есть пожирателями саранчи. Для кочевников Северной Африки рои саранчи были не бедствием, а радостью, они ее варили и ели, а оставшихся насекомых высушивали на солнце и толкли в муку.
На Западе люди не привыкли есть насекомых вообще и саранчу в частности. Там бытует мнение, что насекомые — пища дикарей и голодающих, и популяризации нового продукта оно не способствует. Кроме того, многие испытывают брезгливость к насекомым, специалисты даже знают, когда она развивается — в возрасте от двух до пяти лет. Хотя есть люди, готовые попробовать что угодно, особенно мужчины. И в некоторых странах их постепенно к этому приучают: саранча в разных видах продается в специализированных магазинах, блюда из нее могут предложить в ресторане.

А зачем нам есть саранчу?
Для сохранения окружающей среды. Пастбища занимают слишком много места, и его скоро не будет хватать. Животноводство производит более 14% всех парниковых газов, в том числе 59% сельскохозяйственного аммиака. А саранча и парниковых газов почти не выделяет, и места занимает мало (ее можно разводить в компактном помещении), и растет быстрее. Чтобы получить один килограмм животного белка, корове нужно скормить восемь килограммов растительности, а саранче — только два.
Поедание саранчи — лучший способ борьбы с ней. Такую мысль высказал еще в 1885 году британский энтомолог Винсент Холт. В брошюре «Почему не едят насекомых?» он отмечал отсутствие принципиальной разницы между саранчой и омаром. Недаром английское locust происходит от locusta, что на народной латыни означает и саранчу, и лобстера. Более того, омаров ловят на падаль, а саранча ест чистую зелень, что гораздо гигиеничнее. Винсента Холта можно считать первым европейским энтомофагом, но тогда его идеи не нашли понимания. Зато сейчас о них вспомнили, и даже появилось научное издание «Журнал о насекомых как еде и корме» («Journal of Insects as Food and Feed»). Потому что саранчу уже выращивают на корм животным и рыбам.

Чем полезна саранча.
Питательность акрид зависит от вида и пола насекомого, его рациона и состояния окружающей среды. Насекомых разводят ради белка. В личинках перелетной саранчи его 14—18%, во взрослых насекомых 13—28%. В саранчовой муке его доля достигает 78%, это больше, чем в муке из сверчков. Качество белка сопоставимо с традиционным мясом, калорийность перелетной саранчи составляет 143—195 ккал на 100 г сырого веса, австралийской саранчи — 499 ккал.
Жира в теле саранчи, по разным данным, от 5 до 21%, причем в его составе много незаменимых полиненасыщенных линолевой и линоленовой кислот. Они полезны при сердечно­сосудистых заболеваниях.
Английская пресса время от времени пишет о молодом человеке по имени Питер Бикертон. Сейчас ему 24 года, с 19 лет он ест насекомых. Члены его семьи предрасположены к инфарктам и инсультам, от которых умирают в молодом возрасте, а у живых родственников, в том числе у матери Питера, аномально высокий уровень холестерина. Врачи рекомендовали Бикертону позаботиться о собственном холестерине, и он, поразмыслив, стал есть насекомых, добавляя их в привычные продукты. Его любимые блюда — овсяная каша и пицца с акридами. Питер уверяет, что такая еда ему нравится и он никогда не чувствовал себя лучше.
Саранча содержит натрий, калий, кальций, фосфор, железо, марганец, цинк (8,4 мг на 100 г сухого веса), немного меди и марганца. Железа порядочно, от 8 до 20 мг на 100 г сухого веса, в таком же количестве говядины его всего 6 мг. Акриды богаты и кальцием, его 300 мг на 100 г, а в цельном молоке — 920 мг. О содержании витаминов известно мало, но, скорее всего, присутствуют тиамин и рибофлавин.

Собирать или разводить?

pic_2017_02_57.jpg
Художник Н.Колпакова

Саранча, собравшаяся в стаю, легкая добыча. Ее ловят сетями, собирают ранним утром, когда еще холодно и насекомые малоподвижны. Акриды не заражены бактериями, опасными для человека. Казалось бы, бери да ешь. Однако фермеры опрыскивают посевы пестицидами, а насекомые их накапливают, и человек, съевший много дикой саранчи, может отравиться.
Постепенно ситуация меняется. Саранча популярна в Азии, она дорого стоит, 35 штук продаются в европейских интернет­магазинах за 9,99 евро, и теперь некоторые тайские фермеры выращивают кукурузу на прокорм не себе, а саранче. Но все же содержание пестицидов в диких насекомых трудно контролировать, безопаснее разводить акрид на специальных фермах, в закрытых помещениях, где они едят растения, выращенные без химикатов. Заодно не придется ждать нашествия саранчи, чтобы ею полакомиться.
Существуют фермы, которые выращивают насекомых на корм скоту, некоторые установили специальные линии для производства пищевых насекомых для человека. Фермы по разведению пищевой саранчи появились и в Европе.
Насекомых можно считать едой, если они выращены специально для этой цели в хороших условиях, свободны от грязи, токсинов и патогенов, аккуратно расфасованы и бережно транспортированы. И разумеется, упаковка должна быть снабжена этикеткой с подробной информацией о пищевом продукте, включая латинское название.
Саранчу растят без химикатов, дают день поголодать, чтобы очистить кишечник, затем подвергают сублимационной сушке, упаковывают и продают в специализированных магазинах. В таком виде насекомых можно хранить год в сухом и прохладном месте. При этом питательная ценность продукта сохраняется, так же как и способность впитывать воду.

Что можно приготовить из акрид?
Саранчу высушивают целиком или делают из насекомых муку, которую добавляют в настоящую муку и другие продукты, чтобы повысить содержание белка. Однако вкус и запах у нее своеобразные и довольно ощутимые, поэтому в сладкие печенья саранчовую муку лучше не добавлять. Свежих насекомых чаще всего варят, жарят в масле или коптят. Саранчу легко готовить, она не нуждается в особых приправах.

Чем опасно употребление саранчи?
Помимо риска отравиться пестицидами, любителей акрид подстерегают две опасности. Первая — аллергическая реакция. Люди с аллергией на пылевых клещей и ракообразных, скорее всего, и белки саранчи переносят плохо. В качестве аллергена могут выступать аргининкиназа — белок, общий у креветок и прямокрылых, а также энолаза, гексамерин и некоторые другие. Уже зафиксированы случаи пищевой аллергии на некоторые виды саранчи.
Вторая опасность — поедание саранчи с ногами и крыльями. Их непременно надо удалять, о чем предупреждает этикетка на «правильной» упаковке. Шипастые задние ноги акрид застревают в кишечнике и вызывают запор, причем извлечь их оттуда можно только хирургическим путем. Если не соблюдать этого правила, любителя акрид может постичь участь обезьян, умерших во время нашествия саранчи. Вскрытие показало, что животные просто объелись и закупорили свой кишечник задними ногами насекомых, отчего и скончались.

Если вам посчастливится поймать саранчу.
Что можно приготовить, разжившись акридами? Прежде всего, шашлычок на пикничок. Очистим насекомых, оставив только мягкие брюшки, насадим на шампурчики и обжарим над углями до золотисто­коричневого цвета.
А можно этих акрид, лучше самок, разрезать вдоль брюшка, вложить внутрь арахис и в таком виде обжарить на горячей сковороде в небольшом количестве масла, посолить по вкусу. Следите, чтобы лакомство не подгорело.
Акриды вряд ли заменят кусок свинины или говядины, но как закуска, деликатес или добавка к основному блюду вполне сгодятся.