Химия и Жизнь - Еще раз о субъективности | Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» 2016 №10

Еще раз о субъективности


В.В. Птушенко

Прежде всего, спасибо за отклик на мою статью «К вопросу об эффективности системы образования» и призыв обсудить критерии качества образования. По многим пунктам я с автором согласен, однако несколько комментариев хотелось бы сделать.

Начну с частности. Автор считает, что не стоит судить о качестве национального образования по результатам международных олимпиад. Но те же аргументы применимы, например, и к распространенному у нас мнению, что о наивысшем качестве образования в СССР свидетельствует (даже американцы это признали!) наш успех в запуске первого спутника Земли и первого человека в космос. Королёвское ОКБ-1, конечно, больше, чем команда «олимпийцев», но все же очень малая часть страны. Так что проблема суждения обо всем образовании по лучшим более широка, и ее следовало бы рассмотреть.

Автор критикует рейтинги, их составителей и пользователей за детсадовское мышление и за вред, наносимый образованию их деятельностью. Но разве рассуждения, кто лучше, а кто хуже (или, как вариант: когда было лучше, и почему стало хуже) без каких-либо рейтингов, на основе одних собственных представлений — разве оно автоматически становится свободным от «детского сада»? И не может принести вреда? Так что, наверное, не в одних рейтингах тут дело.

Удручает «гносеологический пессимизм», звучащий в статье. Автор, по сути дела, говорит, что образование стало хуже, но опять не приводит критериев. Более того, говорит, что их нет и что они не нужны и бесполезны в нашей ситуации. С последним отчасти можно согласиться, но в самом ли деле их нет совсем? Если не пытаться получить универсальную характеристику, а ставить конкретные задачи и для конкретных условий задачи подбирать рейтинги, то из них вполне можно надеяться получить релевантную информацию. Более того, люди, имеющие практический опыт, называют, например, такие критерии, как уровень задач на экзаменах и уровень абитуриентов и студентов. Почему бы их не обсудить?

Требование использовать четкие количественные критерии — не научный ригоризм. Апология субъективизма пользы и допустимости одних лишь ощущений — вещь не безобидная. Свобода в использовании в дискуссии лишь своих ощущений освобождает и от какого-либо труда по проверке собственных утверждений, и от ответственности за них. Смысл прост: «Я — сам критерий истинности своих утверждений». Примеры, к чему приводит в нашей культуре «свобода» от нормальных научных методов и объективных критериев, приведены, например, в статье академика А.А.Зализняка «О профессиональной и любительской лингвистике» («Наука и жизнь», 2009, 1, 2). Это сильно снижает уровень дискуссии ив конечном счете расшатывает уважение к знанию, компрометирует его. К тому самому знанию, за которое мы вроде как боремся, говоря о проблемах образования.

Однако, даже когда мы обращаемся не к собственным ощущениям, а к мнению экспертов, возникают три проблемы. Об одной («скос выборки») сказал автор. Вторая — ошибки в понимании сферы компетентности эксперта. Опыт конкретного преподавания, даже большой и успешный, не означает, что человек хорошо представляет себе проблемы образования в стране в целом и сможет дать разумные советы по его реформированию. Это — разные стихии, разные системы. Третья проблема — разного рода убеждения (от философских или политических до «раньше вода была мокрее»), которые иногда даже хорошему эксперту трудно отделить от сути дела.

И все же завершается статья оптимистически. Присоединяюсь к автору в его чаяниях.

 
 
Разные разности
Универсальное противоядие
Ученые Исследовательского института Скриппса изучили нейротоксины, вырабатываемые многочисленными ядовитыми змеями и создали универсальное противоядие против ядов крайтов, тайпанов, кобр и мамбы.
Быстрая мода против долгой жизни
Быстрая мода сделала брендовую одежду доступной для всех. Она стоит дешево, зато и внешний вид теряет быстро, уже через несколько недель активной носки, и надо идти покупать новую. Но быстрая мода — это вредный бизнес, опасный для окружающей сре...
Пишут, что...
…космический телескоп Джеймс Уэбб, наблюдавший за окружающей средой двух молодых протозвезд, обнаружил на крошечных частичках ледяной пыли многочисленные сложные органические молекулы… …газообразный водород из гидротермальных источников превра...
Раскрыт секрет синего цвета фруктов
Давно известно, что черника и другие ягоды в действительности содержат только красные красители в мякоти и кожуре. Но тогда откуда берется такой красивый сине-голубой цвет черники и голубики? Ученые решили присмотреться к поверхности кожуры ягод черн...