Доктор Хаус для бедных

Е. Лясота

В последнее время появилось много беллетристики околомедицинского содержания. Видимо, чуткие книгоиздатели ощутили интерес читателя к непростым будням медработников. Причина, скорее всего, в популярных американских сериалах типа «Доктор Хаус».

Далеко за примером ходить не надо — вот аннотация к «литературно-художественному изданию» издательства АСТ «Скорая помощь. Обычные ужасы и необычная жизнь доктора Данилова» (автор Андрей Шляхов). Читаем: «Владимир Данилов семь лет работает врачом «Скорой помощи». Он циник и негодяй, он груб с пациентами и любит черный юмор. Отличный врач...» Никого не напоминает? Если отбросить имя с фамилией да «Скорую помощь», получится вылитый Грегори Хаус! Мало того — Владимира Данилова (как и его американского прототипа) мучают невыносимые боли после травмы, полученной на боевом посту, то есть на выезде. И поэтому он вынужден постоянно глотать таблетки. И красавица начальница к нему придирается неспроста…

Но есть и отличия: у Хауса болит нога, а у Данилова — бери выше! — голова. И таблетки у него — не неведомый заграничный наркотик викодин, а всем знакомые невинные седалгин и но-шпа. И играет он в свободное от работы время не на рояле, а на скрипке... А так — типичный Хаус. Простодушный автор ближе к концу книги сам проговаривается. Доктор Данилов хочет принять привычное лекарство, но понимает, что «глотать таблетки посреди приемного отделения, да еще и всухую, было бы неуместно. Или пристали бы с расспросами, или же сочли бы наркошей, вроде телевизионного доктора Хауса».

Да только куда ему до Хауса! Для поклонников эксцентричного американского доктора, готовых немедленно познакомиться с его российской инкарнацией, сразу расставлю все необходимые точки над подходящими буквами: сходство между Хаусом и Даниловым наблюдается лишь во второстепенных признаках и, возможно, в воображении автора. «Циник»? «Негодяй»? «Груб с пациентами»? Да ничего подобного! Разве что «отличный врач». А так — белый и пушистый. Мятежный неоднозначный характер автору книги явно не удался: Владимир Данилов по всем статьям тянет на положительного героя советского производственного романа. А сама книга являет собой именно такой производственный роман. Это неплохо: познакомиться с закулисной жизнью медицинского учреждения всем интересно. Тем более что книга построена как череда разнообразных эпизодов из жизни «Скорой помощи». Ситуации, с которыми сталкивается врач этой службы, любопытны и описаны с юмором.

Но из одних эпизодов книгу не сошьешь. Нужна сюжетная линия. И это слабое место книги. Не хочу никого обидеть, но сюжет таков, каким обычно бывает в женских романах. Недоразумения между любящими сердцами... Происки недругов… Кульминация — небывалое злодеяние, замышляемое против героев… И если мужчина в подобной ситуации разрешил бы конфликт своими силами, то здесь не так. Как бог из машины, возникает добрый барин, он же Большой Начальник, и своим мудрым решением посрамляет злоумышленников. Злодеи уволены, порок наказан, добродетель торжествует.

Еще одним аргументом в пользу предположения, что автор — женщина под мужским псевдонимом, может служить пристрастие к мелким навязчивым подробностям (меню романтической вечеринки или музыкальные предпочтения героев). И все эти подробности должны показать, как изысканны их вкусы. Некоторые эпизоды книги вполне сошли бы за пародию на женский любовно-эротический роман. Как вам этот пассаж: «Сам же начал, противный. — Елена игриво укусила его за ухо…»?

Стоит ли это читать? Решайте сами. Если не ждать чего-то особенного, то для отдыха сойдет. Не верьте только аннотации: «Хотите содрогаться от ужаса, брезгливо морщиться, сдерживать слезы, негодовать и безудержно хохотать? Тогда… и т. д.». Ничего такого безудержного не будет. Разве что местами брезгливо поморщитесь.

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...