Наш космос

В издательстве «Алгоритм», в серии «Сверхдержава», вышли первые две книжки известного научного журналиста В.С. Губарева: «Русский космос» и «Ракетный щит империи».

«Перед вами не биографии двух людей, восславивших нашу Отчизну. Из многих событий, из которых слагается человеческая судьба, я выбрал лишь некоторые: два человека — Королев и Гагарин — идут навстречу друг другу… Сейчас над планетой работают орбитальные комплексы. К ним стартуют новые экипажи. Космонавты открывают люк и вплывают в станцию. Щелчок выключателя, вспыхивают светильники. На одной из стен они видят фотографию Главного конструктора и Первого космонавта Земли» — такими словами начинается документальная повесть «Королев и Гагарин». Пути этих двух людей пересеклись в мае 1960 года, когда шестерых офицеров, отобранных в первый отряд космонавтов, представили Генеральному конструктору и тот показал им первый на Земле космический корабль. А спустя год, в апреле 1961-го, эти имена стали символами покорения человеком третьего океана — космического.

Академик В.П. Глушко, генеральный конструктор двигателя, академик Н.А. Пилюгин, в КБ которого создали систему ориентации ракет и космических кораблей, академик В.П. Бармин, разработчик пусковых установок «катюш» и космических ракет, академик Г.И. Северин, чьи детища противоперегрузочное кресло и скафандр — надежно защищают жизни космонавтов и летчиков, Г.М. Шубников, сумевший за считаные месяцы построить небывалый объект — космодром Байконур, — все эти яркие люди и другие не менее яркие творцы космического века стали героями книги о нашем космосе.

«Наша техника рождалась в годы послевоенной разрухи. Каждый гвоздь, кирпич, кусок шифера были на счету. Но для нас выделяли все необходимое — ведь речь шла об обороне. Стране угрожали новой войной, капиталисты не предполагали, что советские ученые и специалисты смогут в очень короткое время создать ракетно-ядерное оружие» — так рассказывает о начале космической эры генерал-лейтенант В.И. Вознюк, начальник испытательного полигона ракет. Разговор об оружии не случаен, он отражает две стороны космических исследований. Не все знают, что полету первого спутника Земли предшествовал успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты.

Созданию ядерного оружия и средств его доставки посвящена вторая книга серии — «Ракетный щит империи».

«К нашей радости, Янгель изготовил ракету, которую можно было запустить очень быстро. Это сразу превратило нас в ракетно-ядерную державу. Мы почувствовали, что готовы к ответному удару по любому агрессору… У американцев к той поре главным оружием считался дальний бомбардировщик как носитель ядерной бомбы. И они прежде опасались только за базы, где располагались их самолеты — вокруг СССР. Территория же США оставалась неуязвимой. Создав ракетноядерное оружие, мы уравнялись в возможностях» — так пишет Н.С. Хрущев в своих воспоминаниях. Как и в случае с космосом, история этого оружия полна ярких имен. Создатель боевой ракеты академик М.К. Янгель, директор ЦНИИМАШа, создатель ракетоносителя «Зенит» академик В.Ф. Уткин, герои ядерной эпопеи академики Ю.Б. Харитон и Е.И. Забабахин, главный конструктор ядерного центра в Снежинске академик Б.В. Литвинов и его нынешний директор Г.Н. Рыкованов — о них и их коллегах говорится в книге. Рассказано там и о борьбе разных направлений в разработке ракет, ядерного и термоядерного оружия, и о нелегком периоде перестройки, начале демократических реформ, и о безоглядном разоружении в этот период. Рассказано и о мирных профессиях ядерных взрывов.

«Мне абсолютно ясно, что запретить и уничтожить ядерное оружие во всем мире невозможно. Это аксиома. Оно уже изобретено, и его, как и Америку, «закрыть» уже нельзя. Мир очень сложен, на планете бушуют войны. Допустим, мы лишимся ядерного оружия, но оно появится где-нибудь в Пакистане, Афганистане, любой другой стране. Пусть оно будет примитивное, не столь совершенное, как у нас, но оно может быть применено. Каким бы иллюзиям не предавались те или иные политики, но такова реальность нашего не очень совершенного мира. В общем, сдержать агрессора способно лишь осознание, что мы сильнее. И тогда применить свое оружие они не смогут. Так что для меня ясно: наше оружие в таком случае становится гарантом мира», — эти слова директора снежинского центра В.З. Нечая, трагически ушедшего из жизни в 1996 году, ныне, когда ядерное оружие появилось в Пакистане, Индии, Корее и скоро может появиться у Ирана, звучат серьезным предостережением, которое придает дополнительную актуальность книгам В.С. Губарева.

pic_2007_01_60.jpg