«Химия и Жизнь», Май 2000

В номере:

Искусственные объекты наномира
Комаров С.М.
  Технологии и природа
Вероятно недалек тот день, когда инженеры спроектируют первый наноробот, химики рассчитают последовательность химических реакций, а нанотехнологи соберут его из отдельных атомов. Что ожидает его? Вот несколько примеров.
Пора экономить энергию
Примеры эффективного использования ресурсов в книге "Фактор четыре" разделены на три раздела: экономия энергии, экономия материалов, экономия на транспорте. Деление это условно, ведь понятно, что к проблеме экономии надо подходить комплексно. Из примеров действительно видно, что использование новых материалов, часто не только сохраняет ресурсы, но и сберегает энергию.
Углеводы против диабета
Максимов В.И., Родоман В.Е.
Пока изучали молекулярно-биохимический механизм развития диабета, неожиданно натолкнулись на другую разновидность болезни. У больных и поджелудочная железа в порядке, и инсулин в кровь поступает в нужном количестве, но симптомы болезни те же. Стали разбираться, а здесь в чем дело? И выяснили: молекул инсулина в крови плавает предостаточно, только причалить к своим рецепторам на поверхности клеточной мембраны они не могут. Места нет, там уже отшвартованы молекулы жиров.
Янтарное ожерелье здоровья
Акопян В.Б.
По-видимому, люди давно научились не только использовать сам янтарь, но и извлекать из него действующее начало - янтарную кислоту. В армянском справочнике 1492 года, который находится в хранилище древних рукописей в Ереване, подробно описано, как ее добыть и использовать в лечебных целях. В Европе исследование медицинских свойств янтарной кислоты началось еще в XVIII столетии.
Настоящее свинство
Афонькин С.Ю.
Наиболее радикальный метод борьбы с эпидемией сифилиса в Европе, высказал знаменитый гуманист и правозащитник Эразм Роттердамский, который предлагал сифилитиков просто сжигать заживо и публично. Нечто подобное в то же время сделал Яков IV в Англии. В 1497 году он приказал погрузить всех сифилитиков Эдинбурга на корабли и вывезти в море "для дальнейшего выздоровления". О последующей судьбе этих несчастных исторические хроники умалчивают.
Несис К.Н.
Если каракатица видит себя в обычном зеркале, она, как правило,отплывает подальше. Но если изображение в зеркале искажено поляризационным фильтром, каракатица обычно подплывает к нему поближе, так как она получает информацию о состоянии предполагаемой соседки именно через поляризованный свет!  >>
Любовь к пеларгониям, или Заметки состоявшегося цветовода
Смелова В.
Герань какого цвета выбрать? Разумеется, это дело вкуса. Что касается меня, то семь лет практики и экспериментов позволили сделать окончательный выбор - красный! Только он никогда не теряется на фоне серых стен и в любую погоду, при любом освещении заставляет прохожих поднять голову.
"Рыбацкие истории" ботаника
Соколов Д.Д.
Самое интересное, что растения только кажутся прочно прикрепленными к почве. На самом деле они могут передвигаться быстрее иных животных и в кратчайшие сроки преодолевать огромные расстояния. Такие передвижения они совершают порой и без помощи человека - в этом им помогают перелетные птицы, ветра и морские течения. Но человек заметно расширяет возможности миграций, заложенные в самих растениях, и работа натуралиста иной раз становиться похожей на работу детектива.
Ганс Гельман и рождение квантовой химии
Ковнер М.А.
  Портреты ХХ века
Первопроходцы и основатели новой науки не использовали название "квантовая химия" - впервые оно появилось в качестве заглавия фундаментального труда немецкого ученого Ганса Гельмана. Эта статья - рассказ о его выдающемся вкладе в науку и нелегкой судьбе.
Поиск темы на юбилейном вечере
Иваницкий Г.Р.
Юбиляра лучше всегда поздравлять неординарно.
Гаргульи
Белаш Александр
  Литературные страницы
К весне Гага ощенилась десятком очаровательных гаргульчиков, а мы, наконец облегченно вздохнув, смогли дать объявление в газету: "Продаются щенки демона. Первый помет в Москве. Дорого. Охранно-сторожевая порода, неописуемо злобная, криком наводит порчу. Ваш надежый защитник, нежный и ласковый друг ваших детей. Не храпит, не линяет, псиной не пахнет".

27.06.2022 16:00:00

…самцы паука-ткача после спаривания катапультируют со скоростью 65 см/сек., чтобы самка не успела его съесть…

…чемпионы по фиксации углерода — не растения, а почвенные бактерии, которые делают это в 20 раз быстрее…

…под полом собора Парижской Богоматери ученые обнаружили десять саркофагов, которые были похоронены между XIV и XVIII веками…

21.06.2022 14:00:00

Команда французских ученых выяснила, что обычные муравьи, живущие в лесу, могут различать по запаху здоровые и раковые клетки человека.

17.06.2022 14:00:00

Исследователи из Университета Бристоля придумали сенсорное устройство, с помощью которого можно снимать тревогу. Попросту, это — подушка, которая дышит. Ты ее обнимаешь и успокаиваешься.

16.06.2022 13:00:00

В коллекции Эрмитажа есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет, найденных на Северном Кавказе больше ста лет назад. Археолог Н.И. Веселовский, который сделал эту находку, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

15.06.2022 17:00:00

Соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте.