В гибели пчел виноват фипронил

А.И. Курамшин

pic_2019_02_09.jpg

Фипронил

Исследователи из Великобритании приводят доказательства в пользу того, что в массовой гибели медоносных пчел во Франции, наблюдавшейся в начале 1990-х годов, виноват инсектицид фипронил, а не имидаклоприд. Оба пестицида появились на рынке в начале 1990-х годов.

В 1990-е годы, когда пчелы начали массово гибнуть, пчеловоды и защитники окружающей среды в первую очередь обвинили в этом имидаклоприд. Однако на самом деле в это же время начали использовать два новых инсектицида. В новой работе Филиппа Холдер и ее коллеги из Университета Эксетера, а также специалисты частной компании «Фера-Сайнс», предполагают, что главным подозреваемым в деле о массовой гибели пчел должен быть фипронил. Его повсеместно применяли в начале 90-х годов для защиты подсолнухов («Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. », 2018; doi: 10.1073/pnas.1804934115).

Ученые определили опасные дозы обоих инсектицидов для пчел и выяснили вероятность накопления этих препаратов в организме этих насекомых (количественно определили биологическую активность). Полученную информацию использовали для компьютерной симуляции — как могли пчелы отреагировать на те концентрации препаратов, которые попадали в окружающую среду при их применении.

Оказалось, что, в отличие от имидаклоприда, фипронил накапливается в организмах пчел, и при длительном воздействии этот инсектицид становится для них все опаснее. Большие дозы фипронила опасны и для людей — этот пестицид действует на почки, печень и щитовидную железу.

Холдер с коллегами предлагает людям, ответственным за принятие решения, применять ли инсектицид определенного строения, предварительно проверять его опасность с помощью методов, аналогичных тем, что она использовала в своей работе. По ее мнению, это позволит различать инсектициды, без проблем выводящиеся из организма полезных насекомых, и те, что накапливаются в них. Понятно, что если препарат накапливается, то с каждым повторным применением он становится все опаснее.

Этот инсектицид замешан не только в скандале с гибелью пчел в 1990-х годах. Осенью 2018 года пчеловоды Южной Африки также обвинили фипронил в гибели миллиона пчел — до этого виноделы около Кейптауна законно распылили фипронил для борьбы с муравьями на своих виноградниках. В 2017-м из-за фипронила пришлось уничтожить миллионы куриных яиц в Южной Корее — там компании, отвечающие за дезинфекцию, использовали этот инсектицид на птицефермах для борьбы с клещами.

В Евросоюзе запретили использовать фипронил для обработки посевов еще в 2017 году, однако в большинстве стран ЕС до 31 марта 2019 года этот пестицид можно применять для обработки семян. Во многих странах мира фипронил используют для борьбы с муравьями, тараканами и термитами в помещениях, также в спреях от блох для кошек и собак. В Российской Федерации фипронил не запрещен, комбинированные пестициды, содержащие это вещество, разрешается использовать и как ветеринарный препарат для обработки домашних животных, и для обработки пшеницы, ячменя и картофеля. В соответствии с «Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» Таможенного союза содержание фипронила в картофеле и зерне злаков не должно превышать 0,005 мг/кг.

Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 2/2019) на с. 9.

Пингвины во сне