Физика

(«ХиЖ» 2020, №3)
prev_2020_03_logo.jpg

Ученые из Университета Гренобль Альпы выполнили экспериментальное исследование одномерного «газа» солитонов в воде, то есть уединенных волн на поверхности. Стационарное состояние солитонного газа хорошо соответствовало расчетам и результатам моделирования, выполненного ранее исследователями из ИПФ РАН и НГТУ.

(«ХиЖ» 2020, №3)
prev_2020_03_logo.jpg

Группа исследователей из Массачусетского технологического института впервые обнаружила «Второй звук», то есть перенос тепла фононами, в поликристаллическом графите при температурах 85–150 К.

(«ХиЖ» 2019, №12)

prev_2019_12_06.jpgНобелевскую премию по физике за 2019 год получили канадец Джеймс Пиблс, а также швейцарцы Мишель Майор и Дидье Кело. Первый внес большой вклад в теорию космологии, а оба швейцарских астронома первыми открыли планеты у звезд, подобных Солнцу. Про экзопланеты, счет которым пошел уже на сотни, «Химия и жизнь» рассказывала не раз, поэтому остановимся на целостной картине мира, полученной, в частности, и стараниями нобелевского лауреата этого года.

(«ХиЖ» 2019, №11)

prev_2019_11_40.jpgВ Гарвардском университете (США) сделали радиопередатчик, в котором излучение лазера с длиной волны в единицы микрон, то есть в ближнем инфракрасном диапазоне, преобразуется в радиоволны микроволнового (СВЧ) диапазона

.

(«ХиЖ» 2019, №11)

prev_2019_11_40.jpgДве группы исследователей независимо сообщили о наблюдении ими признаков сверхпроводимости в гидриде лантана под большим давлением при рекордно высокой температуре.

(«ХиЖ» 2019, №11)

prev_2019_11_40.jpgВ Пусанском университете (Южная Корея) теоретически рассмотрели новое устройство, в котором входные сигналы должны непосредственно управлять напряжением на выходе.

prev_2019_11_40.jpg

В Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли создали микролазеры размером в несколько микрон, которые имеют порог генерации при минимальной мощности накачки 14 кВт/см2.

(«ХиЖ» 2019, №11)

prev_2019_11_40.jpgВ институте ядерной физики им. Г.И.Будкера СО РАН создан уникальный экспериментальный стенд BETA (Beam of Electrons for materials Test Applications), на котором можно изучать воздействие экстремальных тепловых нагрузок на конструкционные материалы, планируемые к использованию в Международном экспериментальном термоядерном реакторе ИТЭР.

(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_16.jpgНаука не стоит на месте — двигаясь по полю Природы, она оставляет за собой нагромождения данных. С ужасом смотрит на этот пейзаж нынешнее Образование, которое должно вложить все эти барханы информации в головенку существа, которое пока что с визгом носится по школе. А как образование делало это век или полтора назад, когда объем информации был меньше? Может быть, какие-то решения тех времен окажутся интересны сегодня?

(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_14.jpgКогда-то мы рассказывали об экспериментах Ю.Ю.Стойлова из ФИАНа, который вводил луч лазера в торец пленки из мыльного водного раствора и обнаружил то, что не склонные к подобной лексике физики назвали «чудо». Прошло некоторое время, и авторы вернулись к любимому объекту. На сей раз один из авторов занялся не пленкой, а ее краем, точнее — местом, где сходятся три пленки, треугольным ребром, то есть местом, где встречаются три пузыря, или два пузыря и воздух.